Posted 7 августа 2014,, 20:00

Published 7 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:06

Updated 8 марта, 02:06

Круговая оборона

Круговая оборона

7 августа 2014, 20:00
Электронные помощники в автомобиле придуманы специально для того, чтобы сделать жизнь водителя легче, а вождение – безопаснее. Камеры по кругу, лазерные дальномеры, ультразвуковые сонары и радары мертвых зон позволяют машине чувствовать пространство вокруг себя на дороге и в случае опасности предупреждать сидящего за р

Активное внедрение радаров началось с середины 2000-х годов, когда концерн Volkswagen разработал для Audi систему Side Assist. Устройство произвело фурор в автомобильном сообществе, в особенности вкупе с другой разработкой, а именно с адаптивным круиз-контролем, позволяющим поддерживать равное расстояние до впереди идущей машины. Тогда казалось удивительным, что автомобиль сам видит попутный транспорт, да еще и тормозит в случае необходимости.

Одновременно с Volkswagen за внедрение радаров взялась Volvo, ну а за ними подтянулись и Mercedes-Benz с BMW, которые довольно сдержанны по отношению к непроверенным техническим разработкам. Сейчас прошло время, и подобные радары стали внедряться повсеместно. Без них не обходится ни один каталог премиального сегмента.

Эти системы эффективны при ряде условий. К примеру, во время сгущения плотного тумана трудно определить, что находится по курсу машины. В этом случае радар способен различить препятствие не только спереди, но и по бокам. Избежав столкновения в тумане, водитель должен сбавить скорость, как и другие участники потока. То же самое справедливо для интенсивного дождя или снегопада, сильного задымления или ослепления водителя солнечными лучами или фарами другого автомобиля. В последнем случае важны альтернативные способы предупреждения, к примеру, звуковым сигналом или вибрациями на руле.

Свет в глаза

Audi, Volkswagen Side Assist состоит из нескольких частей. Это радары в наружных зеркалах заднего вида с правой и левой стороны, формирующие расходящиеся лучи в заднюю полусферу, а также электронные блоки управления и органы управления и сигнализации, к примеру, предупреждающие индикаторы на поверхности коробов наружных зеркал, и контрольная лампа на панели приборов.

Система Audi Side Assist включается на скорости свыше 30 км/ч. При появлении машины в «мертвой» зоне лампочка сигнализатора загорается желтым цветом. Чем ближе машина, тем яркость лампы сильнее. Если же в этот момент включить поворотник, продемонстрировав намерение к перестроению, то Side Assist призывно пульсирует. Он просто ослепляет мигалкой. Если встречаешься с Side Assist в первый раз, то такое мерцание может напугать и дезориентировать.

В остальном система работает вполне корректно и без нареканий. За несколько лет ее применения инженеры сумели снизить уровень ложных срабатываний, одновременно повысив чувствительность радаров. Тем самым Side Assist почти никогда не пропускает препятствие в «мертвых» зонах.



Прокричать о препятствии

Маячок в зеркалах заднего вида наиболее эффективен вкупе с другими помощниками водителю. Поэтому современные радары предлагается комбинировать с множеством иных систем.

К примеру, так поступили инженеры Mercedes, вписавшие свои радары Blind Spot Assist в общую систему контроля за движением. Она функционирует в скоростном диапазоне от 30 до 250 км/ч. Датчики расположены не в зеркалах, а в заднем бампере, что позволяет мониторить заднюю полусферу целиком. Зона контроля охватывает примерно 3,5 метра по обеим сторонам от автомобиля и 3 метра за ним. Желтый маячок на зеркалах загорается, если в задний сектор обзора попал посторонний автомобиль. Если есть разница в скоростях свыше 16 км/ч, то маячок сигналит мерцанием одной частоты. Если включить поворотник, демонстрируя намерение перестроиться, то Mercedes сигналит сразу тремя системами оповещения. Это и есть главное отличие Blind Spot Assist от конкурентов. Он не только активно пульсирует, но и подает вибрации на руль, а также издает прерывистый аудиосигнал. В общем, водитель не только «видит» заднюю машину, но и «чувствует» ее на руле, а также «слышит» посредством мини-сигнализатора.

Кроме задних датчиков, Mercedes имеет четыре радара впереди. Три сканируют близкое пространство до 30 метров и один дальнее, до 150 метров. Эти устройства завязаны на адаптивный круиз-контроль, но помогают и Blind Spot Assist. Увидев тормозящую машину, система отдает команду водителю на экстренное торможение и готовит к нему автомобиль. На приборной панели мигает красная лампа, а в тормозной магистрали насос накачивает давление. Малейшее прикосновение к педали приводит к ощутимому замедлению.



Ненавязчивая помощь

BMW ConnectedDrive работает примерно таким же образом. Правда, у этой системы нет звукового сигнализатора. Желтый маячок очень ненавязчив. BMW полностью доверяет водителю и лишь спокойно оповещает о машинах сзади, совсем не стараясь его напугать. Мол, ты все и так видишь. В этом отношении BMW выигрывает у конкурентов.

BMW отличается также предельной точностью в границах зон. Это 15 метров за бампером машины. При появлении там чужака система сначала чуть подсвечивает желтый треугольный маячок на зеркале. Если расстояние сокращается до 3 метров, то маячок горит ярко, ну а если водитель решит перестроиться, то маячок мигает, а на руль подаются вибрации. Комплекс сигнализаторов очень удобен и совсем не раздражает.

Передние радары тоже чувствительны, ну а система экстренного торможения опережает ногу водителя. К примеру, если машина решит тормозить, то не успеваешь продавить педаль, как система сама вмешивается в дело.

В общем, радары перешагнули свои возможности и уже действуют сообща с машиной. Из простых сигнализаторов они превратились в функциональную часть автомобиля, и их помощь вполне кстати. Только излишне доверять им все же не стоит. От водителя требует одно: не расслабляться и не терять бдительности.

"