Posted 7 августа 2003,, 20:00

Published 7 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Еще полдня за те же деньги

Еще полдня за те же деньги

7 августа 2003, 20:00
Учителям придется сидеть с детьми с утра до вечера?

Известно, что на Западе школа и кормит, и учит, и оздоровляет детей в течение полного дня. Это иной стиль детской жизни, вбирающий в себя и джазовый клуб, и спортивное фехтование, и подготовку домашних заданий. Мы же, похоже, по-прежнему принципиально путаем добровольную fool-day – услугу с всеобщей обязаловкой, которую наш остроумный народ давно и метко окрестил продлюгой.

Более тысячи столичных школ будут оснащены к концу месяца новым спортивным оборудованием свыше 800 видов и наименований. Московские власти явно не поскупились, отстегнув около 40 миллионов рублей на то, чтобы спортивная база храмов знаний пополнилась не только примитивными мячами и скакалками, но и наборами для пинг-понга, воротами для мини-футбола, силовыми тренажерами, аудиоаппаратурой для музыкального сопровождения занятий. Все это лишь первая часть стартующего в городе многосерийного проекта перехода на модель «Школа полного дня», о которой наша газета неоднократно рассказывала, ссылаясь на опыт продвинутых стран.

Напомним, что ведущие учителя, политики, ученые увидели в «школе с большими переменами» решение многих проблем общества: от пресловутых классных перегрузок до ползучей детской беспризорности, алкоголизма, наркомании. В пользу школы «нон-стоп», доступной детворе весь день, высказалась недавно и вице-премьер Галина Карелова.

Как вчера сообщили некоторые электронные издания, глава столичного образования Любовь Кезина официально объявила о начале многолетнего эксперимента. В московском департаменте образования принято решение о поэтапном переходе к новому укладу жизни школ. А более 200 средних учебных заведений из 10 округов города освоят новый график жизни уже этой осенью. Учебный день в них будет длиться до 17.30, что, по словам главы столичного образования, позволит «отвлечь детей от влияния улицы». «При этом на вечер, – говорит Любовь Петровна, – в основном будут приходиться уроки физкультуры и рисования, вышивки, занятия ушу или игра в шахматы».

Правда, в чем и закавыка, покинуть здание тотчас же после обязательных уроков дети смогут, только предъявив записку от родителей. Или же папа-мама вынуждены будут самолично забирать своих любимцев из учебного учреждения. Это достаточно короткое сообщение в Сети вызвало натуральный шквал эмоциональных, недоуменных и даже возмущенных откликов в центральных СМИ. Оно и понятно: многие нынешние дети открыто ненавидят свою школу и учителей, настраивая соответственно и домочадцев. Дескать, чем меньше «классной отсиделовки», тем лучше.

В то же время по большому, гамбургскому счету инициатива столичных властей заслуживает все-таки поддержки. Но, разумеется, не безоглядной. Как считают многие авторитетные специалисты, новая модель требует прежде всего вдумчивого осмысления успешного опыта, медленного эксперимента, подготовки кадров. Надо сначала отработать пробные системы, а потом уже переносить их в школьный кабинет.

«Откуда взялись эти 219 экспериментальных школ? Кто будет учить их организовывать полный день? Где у них телевизоры, домашние кинотеатры, детские кафе, бассейны, теннисные корты, душевые? Где люди, способные руководить гостеприимными кружками и секциями, всегда открытыми на вход и выход? Как бы не получился в итоге этой полезной инициативы очередной ведомственный пшик, та же продленка по-советски», – выразил вчера свое сомнение в интервью «НИ» директор московской «Школы самоопределения», заслуженный учитель РФ Александр Тубельский.

Да и многих экспертов пугает этот, как говорят наши собеседники, кавалерийский наскок. «Что это за игрушки с записками от родителей? Попробуйте-ка удержать современного подростка в классе скучной зубрежкой и маршировкой в столовую и обратно – он из окошка выпрыгнет!»

С этим согласны (слава тебе, Господи) и в московском департаменте образования.

– Никто никого не собирается удерживать в школе насильно, – говорит директор Центра физического воспитания МДО Юрий Пузырь. – Не случайно, изучив наиболее модные у молодежи виды спорта, мы включили в «репертуар» учебных секций аэробику, шейпинг и даже флурбол – разновидность хоккея с легким мячом для игры в зале.

– Вы спрашиваете о проблемах? Их сколько угодно, – продолжает Юрий Павлович. – Прежде всего кадровая. Москве не хватает около тысячи учителей физкультуры, семисот педагогов-кружководов, трехсот тренеров, нескольких сотен технологов по обслуживанию спортивных сооружений. Даже уборщиц спортзалов надо искать – нельзя, в самом деле, повесить все на одного учителя. Но основная печаль, повторяю, учителя. Хороших спортсменов, именитых тренеров на такую маленькую зарплату не заманишь. Может быть, ваша газета поможет в решении этой острейшей проблемы?

Мнение эксперта

Милослав БАЛАБАН, доцент МГУ, руководитель международного проекта «Школа-парк»:

– Страшные школьные пожары этого лета лишний раз подтвердили, как это ни парадоксально, что пустующая школа – самая благодатная пища для огня, любых техногенных аварий. Посудите сами, где чаще случаются пожары – в обитаемых или пустых помещениях? Конечно, там, где хозяйского присмотра не хватает, где нет полного рабочего дня у педагогов. Но если школьное помещение стоит пустым большую часть суток, там возможно все. Что же касается кадрового голода, то стоит, по-моему, обсудить возможность платного использования на глазах пустеющих школьных помещений. Только не надо вздрагивать при слове «плата», ведь даже символическая, не покрывающая всех затрат, она очень дисциплинирует пользователей. А бесплатность не только подозрительна («куда-то опять заманивают»), но и мешает развитию рынка услуг. Ведь праздный зевака не станет платить за визит на студию «просто из любопытства» – значит, не будет мешать людям заниматься делом! Тогда и проблемы с ремонтом зданий, достойной учительской зарплатой (без которой никто в школу не пойдет) будут решаться проще.

"