Posted 8 июля 2022, 07:42

Published 8 июля 2022, 07:42

Modified 7 марта, 12:16

Updated 7 марта, 12:16

Защита будущего: кто остановит подростковые суициды?

8 июля 2022, 07:42
В Госдуме предложили ужесточить законодательство для защиты несовершеннолетних от «негативного влияния в соцсетях». Речь идет о создании специального комплекса для блокировки темы подростковых суицидов. Как обстоят сегодня дела с подростковыми самоубийствами и их профилактикой, разбирались «НИ».

Ирина Мишина

В России число подростковых суицидов выросло за 2021 год на 13%. Количество повторных попыток свести счеты с жизнью увеличилось до 92%. Такие данные фигурируют в докладе уполномоченного по правам человека. На сегодня по количеству детских и подростковых суицидов Россия находится в первых строках этого печального мирового рейтинга. За весь 2021 год в России 3 675 детей покончили жизнь самоубийством. Это было уже после блокировок «суицидальных групп» в соцсетях. Напрашивается вывод, что интернет тут не при чем.

Посмертные экспертизы: среди подростков-самоубийц душевнобольных нет

Тему защиты подростков от суицидов обсуждали на специальном совещании первый зам.председателя комитета по контролю Госдумы Михаил Романов, зам. председателя Госдумы Анна Кузнецова, прокурор Санкт-Петербурга Виктор Мельник и вице-губернатор города Станислав Казарин. Предметом разговора было создание специального аппаратно-программного комплекса «Защита будущего», который позволит проводить мониторинг соцсетей для выявления суицидальных наклонностей подростков и тех, кто к этому побуждает. Разработку этого комплекса планируют завершить к началу 2023 года.

Но это еще не всё. По словам депутата Госдумы Михаила Романова, с подростковыми суицидами и подстрекательством к ним будут бороться и законодательно. Планируется внести коррективы в 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». «Сейчас Уголовный кодекс определяет максимальное наказание по соответствующей статье — до 15 лет лишения свободы. Представляется целесообразным рассмотреть возможность о повышении максимального срока — до 20 лет лишения свободы", - резюмировал Михаил Романов.

При словах «суицидальный контент» и «суициды подростков» обычно вспоминают «синих китов» и группы смерти в соцсетях. На самом деле подростковые суициды были проблемой до «синих китов» и групп смерти в соцсетях. И если уж разбираться, «синие киты», о которых столько говорят и пишут, скорее суицидальные квесты, а не группы смерти в прямом смысле этого слова. Вообще, дистанционно довести человека до суицида крайне сложно. В конце концов, инстинкт самосохранения никто не отменял. Тем не менее подростковые суициды происходят массово.

«Когда мы проводим посмертные экспертизы подростков, которые покончили с собой, всегда пытаемся найти причины и поводы, которые привели к этому. Показательно, что психические расстройства среди детей, покончивших с собой, практически не встречаются. Причины – конфликты с родителями и в школе, депрессии, особенности личности. Чаще всего – сочетание нескольких причин. К примеру, ранимый, чувствительный подросток, у которого возник конфликт со сверстниками, непонимание родителей плюс еще несчастная любовь, помноженная на употребление какого-нибудь вещества. Реальной статистики по суицидам из-за публикаций в интернете или зависимости от определенных сайтов нет. Возраст подростков, которые заканчивают жизнь самоубийством, самый разный. В основном это 13, 14, 15, 16 – летние. Но попадаются и совсем малолетние, был случай суицида ребенка до 10-и лет. Мы лидируем по подростковым суицидам, потому что у нас этим никто, по сути, этим не занимается. Школа относится формально, родители заняты собой», - заявил «НИ» доктор психологических наук, руководитель психологической лаборатории Московского областного центра социальной и судебной психиатрии Виктор Гульдан.

Почему они уходят? Исповеди родителей, потерявших детей

Связей с «синими китами» и группами смерти в соцсетях сейчас практически нет, на подростков воздействуют иначе. Для того, чтобы совершить самоубийство, надо быть погруженным в эту тему. На одном из сайтов мы нашли откровения родителей, дети которых покончили с собой.

«Сейчас групп нет, их прикрыли. Их функцию выполняют закрытые беседы и чаты в ВК в мессенджерах (Телеграм). Само общение в чате крайне заботливое. Ребёнка бомбардируют любовью, из чата не хочется уходить. В чаты попадают по приглашению из депрессивных групп, по знакомству. На фоне общения в чате постоянно фоном идёт контент: просмотр реальных суицидов, трупы, кровь. Функция – создать ощущение, что суицид – способ ухода из жизни имеет место быть. Чаты – многолюдны".

Очевидно, что с детьми работают профессионалы, которые четко понимают, где искать «болевые точки».

«Детям внушается, что жизнь не удалась, в стране всё плохо, жить не имеет смысла, детям подсовывают соответствующую литературу. Это и Оруэлл, и «50 дней до моего самоубийства». Эти книги читали очень многие из наших погибших детей. Сюда же Ницше, Ефремов. Доводят до понимания, что жизнь бессмысленна. Ты неудачник, ничего у тебя в жизни хорошего не будет. Шагни в открытую дверь – и ты получишь перерождение. Моя дочь просила ее кремировать и надеялась переродиться в другой жизни в парня».

Даже «родительский контроль», установленный на телефон, не может зачастую спасти от суицидальной пропаганды.

«Поставили Касперский safe kids, а это не просто антивирус, а программа родительского контроля. Установили в начале учебного года, когда поняли, что ребенок зависает в интернете по ночам. Ограничения по времени использования интернета 3 часа в сутки + с 10 вечера до 7 утра блокировка телефона. И успокоились. А потом, уже после случившегося, стали выяснять – это все НЕ блокирует входящие звонки вотсап и телеграмм. А выемку из этих программ сделать невозможно, ни через суд, никак. Они разрешены на территории России, но не подчиняются нашему законодательству. В завещании дочь написала, что делает это “чтобы другим детям никогда не ставили Касперского на телефон”, то есть эта тема была прокачана куратором по полной программе.

Очевидно, что никакие блокировки интернета вопрос кардинально не решат. «Путем «закручивания гаек» в интернете тут ничего не добьешься. У тех, кто придумал новые фильтры в интернете, безусловно есть какая-то цель. И они будут ее добиваться», - считает доктор психологических наук Виктор Гульдан.

Ноу-хау для сайта госзакупок?

Мы решили выяснить, что представляет собой предлагаемая депутатами программа «Защита будущего», который позволяет проводить мониторинг социальных сетей.

«Это обычный мониторинг соцсетей, таких программ десятки. Вообще, во многих зарубежных соцсетях, когда публикуется суицидальный контент, система автоматически берет это на заметку, появляется панель: «Не хотите ли обратиться по этому поводу к специалисту?» и так далее. Что будет у нас? Ну, будут искать прицельно посты с суицидальной тематикой и как-то реагировать. Вообще, это банальные задачи, у всех государственных ведомств есть система мониторинга соцсетей. Ничего нового, по сути, не придумают, но на сайте госзакупок появится какая-то дорогостоящая система. Смысл ее будет в том, чтобы «еще более эффективно находить публикации с нежелательным контентом». Вообще, после "синих китов" контроль за соцсетями уже ужесточали, и что?», - заявил «НИ» генеральный директор Института исследований интернета Карен Казарян.

«Отмените меня!»

Один из научных журналов назвал явление подросткового суицида поколением RESET. Действительно, сегодня молодые люди, попав в тяжелую ситуацию, не затрудняют себя поиском решения проблем. Они предпочитают по подобию компьютерной игры начать все сначала, просто нажав кнопку reset. Раньше бытовало мнение, что человек, покончивший с собой, психически нездоров. Любой, кто пытался себя убить, пожизненно попадал на учет к психиатру. Сегодня размышления подростков о смерти воспринимаются не как отсутствие ума, а как результат рефлексий.

Среди самых распространенных поводов для суицида психолог Елена Морозова называет ссоры с родителями, несчастную любовь и страх не поступить в вуз. Также психолог сообщила, что в школах процветает буллинг. Психологи и консультанты должны постоянно отслеживать состояние детей, но их в учебных заведениях недостаточно. В большинстве российских школ на одного педагога-психолога приходится в среднем 607 учеников. Как известно, рекомендуемый норматив для школьного психолога - 300 учащихся. И хотя число школьных психологов ежегодно растет, число подростковых суицидов не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Судя по всему, школьные психологические службы чаще всего ограничиваются формальным тестированием, о котором психологи пишут не менее формальный отчет. В итоге просто поговорить с ребенком по душам времени ни у кого нет.

Психолог Вероника Ерофеева также сообщила, что число самоубийств среди детей и подростков увеличивается на фоне эпидемических и политических потрясений. При этом доступность психологической и психиатрической помощи падает.

Мы попытались дозвониться в Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Сухаревой, куда теоретически могут обратиться подростки, если у них возникли проблемы. На вопрос, с кем поговорить подростку в кризисной ситуации, нам дали телефон, по которому подростку может ответить психолог. Но там формальным мужским голосом нам ответил автоответчик…

«Реальной помощи нет. Цифры суицидов пугающие, и надо признать, что профилактики в этом направлении никакой нет. А ведь суицид – это обратная сторона агрессии. Если так можно выразиться, суицид – это агрессия, направленная внутрь. Чем больше культивируют агрессию в обществе, тем больше суицидов. И тут не запрещать надо, а нравы смягчать. Для начала, например, закрыть телепередачи, которые иначе, как источником агрессии назвать невозможно», - считает доктор психологических наук Виктор Гульдан.

Дети, подрастая, все больше отдаляются от родителей. И чем меньше им уделяют внимания, тем они жестче и дальше. И в то время, как их ругают за тройки, подростки разрабатывают планы самоубийства. Система блокировки суицидального контента – это, безусловно, хорошо. Но доверительные отношения с ребенком куда лучше.

Подпишитесь