Posted 7 июля 2013,, 20:00

Published 7 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:04

Updated 8 марта, 05:04

Глава комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России Илья УМАНСКИЙ:

Глава комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России Илья УМАНСКИЙ:

7 июля 2013, 20:00
На минувшей неделе в Хакасии прошел третий Международный культурно-исторический форум. На нем была поставлена задача сделать регион одним из лидеров культурного туризма в России и за ее пределами. Глава комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России Илья УМАНСКИЙ рассказал «НИ», что в Сибири огромное к

– Доля сибирских регионов на туристическом рынке очень невелика. Почему?

– Главная причина – отсутствие профессиональных инвесторов. Необходимо привлекать бизнесменов, которые будут вкладывать в туристическую отрасль деньги. Но для этого власти должны создавать им соответствующие условия. Очевидно, что ни один здравомыслящий предприниматель не придет в голое поле и не начнет там строить гостиницу. Он лучше вложится в строительство какого-нибудь торгового центра рядом с городом. Эти вложения быстро окупятся и начнут приносить прибыль. Региональные власти должны помогать предпринимателям. Например, во многих странах Европы, у которых туризм основной источник пополнения бюджета, власти предоставляют инвесторам льготы. Где-то бизнесмены первые 10 лет избавлены от налогов, где-то им предоставляют землю за грошовые ставки или бесплатно подводят коммуникации. У нас же подобных льгот нет. К тому же традиции российского бизнеса таковы, что никто не хочет связываться с долгосрочными проектами. Все хотят зарабатывать быстро, тогда как типичный срок окупаемости гостиницы – 10 лет.

– Тем не менее в туристических местах, таких как Алтай и Саяны, уже давно работают предприниматели-одиночки, которые организуют отдых небольших групп туристов. Но фирм они не регистрируют и налоги не платят.

– Российский турбизнес сегодня делают не профессионалы, а любители. Среднестатистический предприниматель выглядит примерно так, как вы описали: нашелся энтузиаст, построил дом где-то на Алтае, зарегистрировал его как частное жилое строение и сдает комнаты всем желающим. Понятно, что при таких условиях ни о каком высоком сервисе не может идти речи. Поэтому когда мы задаемся вопросом, почему в Турции хорошо, а у нас нет, то ответ очевиден – там этим занимаются профессионалы. Бизнесмены рассматривают отель как серьезный бизнес-проект, начиная от профессиональных инвестиций и заканчивая профессиональным менеджментом. Турецкий и российский туристический бизнес можно сравнить с крупным сетевым супермаркетом и сельским магазином «Продукты».

– У нас есть специалисты, способные создать супермаркет?

– Проблема кадров существует, но она решится сама собой, когда появятся инвесторы, которые будут вкладывать деньги и развивать эту отрасль. А сейчас хороших специалистов нет только потому, что на них нет спроса. Подумайте, есть ли смысл учить грамотного управляющего магазином, если вокруг – сплошные рынки. Так же и с туризмом. Собственник уверен, что управлять гостиницей, кроме него или его жены, никто не сможет.

– Построить хорошую гостиницу недостаточно. Надо еще сообщить туристам, что есть такое место и чем оно уникально. Какова ситуация с продвижением сибирских достопримечательностей?

– Это еще одна проблема российского туризма. Общаясь с иностранцами, я каждый раз убеждаюсь, что их познания о России ограничиваются Москвой и Санкт-Петербургом. Ну, максимум – Золотым кольцом. О том, что в Сибири и на Дальнем Востоке немало интересных мест, никто из них не знает. Не знают о них даже жители европейской части страны. Почему? Потому что никто эти места нигде не рекламирует! Любые инвестиции бесполезны, если мы не научимся грамотно о себе рассказывать. А вот это уже задача региональных и федеральных властей. Это не дешево и не просто. Мало съездить на две выставки и снять три фильма. Нужна грамотная стратегия и огромные деньги. Вы знаете, сколько Турция, Египет, Марокко или Таиланд тратят на продвижение в год? Огромные деньги, не сопоставимые с расходами нашей страны.

– Какие места в Сибири и на Дальнем Востоке имеют наибольший потенциал для развития туризма?

– Нет смысла перечислять, потому что их огромное количество. При желании в каждом регионе можно найти несколько мест, которые способны привлечь туристов со всего света. Яркий тому пример – провинциальный город на Волге Мышкин, о котором еще несколько лет назад никто не знал. Вообще в мире существует много известных и популярных курортов, к которым нельзя применить эпитет – самый-самый. Например, всем известный Куршевель. Поверьте, есть в Европе места красивее, с более подходящими для горнолыжников склонами. Продвижение и инвестиции – это для туризма все.

– Все же какой уголок за Уралом занимает первое место в вашем личном рейтинге?

– Недалеко от Сахалина есть остров Монерон – это настоящий заповедник. Там уникальная экосистема, множество разной живности, прозрачное море. Одно из самых интересных мест на планете, где я был. Но о нем никто не знает. Кроме того, туда тяжело попасть. Таких мест, как Монерон, тысячи. И пока не придет профессиональный инвестор, о них так никто и не узнает.

– Но ведь как раз на развитие таких мест и направлена государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы. Как вы оцениваете ее эффективность?

– У нас в стране, к сожалению, туризм долгие годы воспринимался как третьесортный бизнес. Переломить эту установку в один момент вряд ли удастся. Данная программа – это «головная боль» региональных властей, которые развивать туризм не умеют и не хотят, потому что есть более простые способы заработка. Пока что все проекты, которые я видел, были совершенно неподходящими, а иногда и откровенно смешными.

– Многие говорят о том, что развитию туризма в России мешает транспортная проблема. Вы согласны?

– Да. И эту проблему опять же должно решать государство, ее не способны решить бизнесмены.

"