Posted 7 апреля 2015,, 21:00
Published 7 апреля 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:51
Updated 8 марта, 03:51
По данным Российского общества социологов (РОС) на 2014 год, около 30% российских малообеспеченных и неблагополучных семей пытались получить помощь со стороны, причем в половине случаев они обращались к родственникам. Как выяснилось, самой полезной оказывалась поддержка родителей – в 95,5% ситуаций их помощь была кстати. На втором месте по «коэффициенту полезности» – помощь соцслужб – почти 94%. А вот эффективность обращений к местной власти, по подсчетам социологов, составила всего 20%.
«Почти 15% опрошенных признали, что обращения никак не помогли. Причем наименее эффективными оказались усилия людей, которые принадлежат к малообеспеченной категории. Более чем в 40% проблему семьи так и не удалось решить», – подчеркнул вице-президент РОС Михаил Черныш. По его словам, это связано с тем, что в сложных случаях, когда надо действовать не по готовому алгоритму, а настраиваться на конкретную ситуацию, результаты работы соцслужб гораздо хуже. «Если мать-одиночка с ребенком-инвалидом обращается в соцслужбу с просьбой предоставить малышу медицинские услуги, нужно провести полную диагностику ее ситуации. Выяснить, какой доход семьи, насколько надежны ее позиции на рынке труда, чтобы повлиять на общий уровень благополучия в семье, а не только решить конкретную проблему», – рассказал Михаил Черныш.
Часто тем, кто обратился за помощью к соцслужбам, вовсе отказывают в предоставлении услуги. Причем малообеспеченные граждане чаще не могли добиться справедливости, чем люди со средним достатком. А обеспеченных граждан сотрудники соцслужб рассматривают как «не заслуживающих помощи».
Основная причина отказа связана с тем, что, по данным соцслужбы, та или иная услуга уже числится за обращающимся, хотя на деле не оказывается. Такая ситуация, по словам авторов исследования, регулярно встречается в сельской местности и небольших городах. Почти в 30% случаев людям отказывали под надуманным предлогом. Еще почти в трети случаев сотрудники соцслужб специально усложняли процесс получения необходимой помощи. С прямым вымогательством в структурах соцзащиты столкнулись более 13% опрошенных. А 22,4% людей заставляли покупать бесплатные услуги.
Чтобы избежать таких проблем, нужно улучшать уровень информированности людей, подчеркнула заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Татьяна Барсукова: «Люди не обращаются в органы соцзащиты еще и потому, что не знают, как действовать, куда обращаться и что им по закону положено».