Posted 7 апреля 2009,, 20:00

Published 7 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:31

Updated 8 марта, 07:31

Старикам тут не место

Старикам тут не место

7 апреля 2009, 20:00
Когда были экранизированы все мушкетерские романы Александра Дюма, а его герои по воле автора отправились на тот свет, режиссер Юнгвальд-Хилькевич не остановился. Он посчитал, что за тридцать лет и самому можно сойти за Дюма-отца. И недрогнувшей рукой навалял нетленный сценарий «Возвращение мушкетеров». Дюма отдыхает!

Хилькевич уже пытался вернуть любимых героев народу – снимал сиквелы «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Тайны королевы Анны». Но дело шло туго: помятые красавцы с лицами, на которых все яснее прочитывался нездоровый образ жизни, злоупотребление алкоголем и серьезные проблемы с печенью, все меньше нравились зрителям, а их приключения выглядели все более картонными. Жизненный путь народных любимцев недавно убедительно изложил Первый канал в документальном фильме «Невероятные приключения мушкетеров в России». Этим поневоле обличительным произведением легко можно иллюстрировать проект «Общее дело», где идет публичная борьба с пьянством. Ни у кого из этих «секс-символов» к преклонным годам не проявилось по-настоящему звездных свойств – например, чеканных черт Клинта Иствуда, значительности Жана Габена, благородства Николая Черкасова, мужественной красоты Шона Коннери или Жана Марэ. Повадки былых гуляк и задир у этих старичков не веселят, а пугают. Возникает тревожное опасение, а все ли в порядке у них с головой? Да еще у Боярского все та же шляпа, намертво приделанная к голове. И режиссер Юнгвальд-Хилькевич все так же свято верит, что на этот лежалый товар найдется покупатель.

Королева Франции (Алиса Фрейндлих), вся в декольте и запоздалом кокетстве, опять затеялась искать драгоценности, на этот раз целый сундучок, который упер развратный и жадный кардинал Мазарини. (Анатолий Равикович). Ей, понятно, нужна помощь. Драгоценности с нее требует флегматично-коварный министр Кольбер (Александр Ширвиндт). Мушкетеры, как назло, к тому времени отошли, как и было сказано, в мир иной, причем в один день. Д'Артаньяну повредило голову пушечное ядро (летело долго и красиво, со спецэффектами, как в фильмах Бекмамбетова). Портоса придавило с неба каменной плитой (не спрашивайте почему – нет ответа), тогда же пришибло и Арамиса. Атос скончался дома за рюмкой (говорили же им, не пейте!). И вот они встретились на небе, где от нечего делать проводили время в приятной беседе и случайно выяснили, что у каждого в прекрасной Франции остались детки, а у Портоса даже двое.

Природа явно отдохнула на детях мушкетеров: речи их невнятны, поступки бессмысленны, а общий задор граничит со слабоумием. При этом все поют. Композитор Максим Дунаевский тоже явно подустал за минувшие годы, но силится поспеть за новыми ритмами, что придумала жизнь. Людовик ХIV (Дмитрий Харатьян) у него балуется рэпом. Макарский (сын Арамиса) душераздирающе голосит про любовь и кровь, все вместе исполняют что-то такое бодрое и спортивное: «Мы – команда». Д'Артаньяну же отдана заглавная песня «Ну почему жить невозможно по уму? Ну почему жизнь нас не учит ничему?»

Когда, не прожившие по уму и не наученные ничему, старые маразматики-мушкетеры сваливаются с неба, чтобы помочь своим недоумкам-отпрыскам, начинается настоящий матерый трэш. Разобрать, кто кому кто и зачем происходит то или иное, уже совершенно невозможно, да и незачем. Становится окончательно ясно, что источник бредового вдохновения прежде всего бюджет – 5 млн. долларов. Правда, непонятно, почему за эти деньги нельзя добиться профессионального монтажа и звука. С другой стороны, к чему такие тонкости, когда на беззащитных зрителей обрушивается бессмысленный и беспощадный ремейк, состряпанный с бескрайним цинизмом.

Михаил Боярский перед выходом фильма простодушно поделился: «Одновременно с нами выйдет еще 30–40 фильмов, которые будут гораздо хуже. У нас полно образцов некачественного кино. Но эта авантюра позволила нам побыть вместе».

Они-то побыли вместе, но успели разрушить очарование того давнего фильма, который был для многих не просто радостью, но еще образцом дружбы, мужества и отваги. А новые зрители нового фильма в своих интернетовских дневниках мрачно констатируют: ниже наше российское кино еще не падало.

"