Posted 7 апреля 2008,, 20:00

Published 7 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:17

Updated 8 марта, 08:17

Совесть не на жизнь, а на смерть

Совесть не на жизнь, а на смерть

7 апреля 2008, 20:00
Вчера прокуратура Псковской области выясняла обстоятельства суицида водителя «Жигулей», ставшего виновником аварии, в которой пострадали семь человек. Подобные случаи начали учащаться и каждый раз вызывают бурные дискуссии о причинах того, что же толкает автолюбителей на то, чтобы расстаться с жизнью. Представители ГИБ

В минувшее воскресенье днем водитель автомобиля «ВАЗ-21113», 32-летний житель псковского городка Пушкинские горы, ехал по трассе Санкт-Петербург – Киев в сторону дома. За деревней Крюки, когда до Пушкинских гор оставалось рукой подать, он выехал на встречную полосу, по которой быстро двигалась машина Hyundai. «В результате лобового столкновения пострадал водитель и четыре пассажира иномарки, в том числе пятилетняя девочка, а также два человека, сидевшие в «Жигулях», – рассказали «Новым Известиям» в УВД Псковской области. – Сильнее всех досталось водителю иномарки. Он получил ушиб грудной клетки, перелом ключицы и бедра. Девочка отделалась испугом». На место ДТП быстро прибыли сотрудники милиции и врачи «скорой помощи». Пока милиционеры помогали заносить пострадавших в кареты «скорой», водитель «Жигулей» пошел в лес и повесился на буксировочном тросе от собственного автомобиля. Мужчину кинулись снимать с дерева, но он уже был мертв.

В общей статистике ДТП в России число виновников аварий, покончивших с собой, мизерно. В июле прошлого года самой громкой историей стала смерть генерал-лейтенанта ФСБ в отставке Александра Комарова. Он ехал в Подмосковье на внедорожнике Toyota Land Cruiser и не заметил, как перед ним затормозила «Нива». В ней сидели две молодые женщины. От удара «Нива» свалилась в кювет. Одна женщина погибла на месте. Узнав об этом, генерал застрелился из охотничьего карабина «Сайга». Но далеко не у всех водителей есть с собою ружье. В 2005 году на Кузбассе 40-летний мужчина, задавив шестерых пешеходов, выпил залпом бутылку уксуса. Эта доза оказалась смертельной. А в прошлом году на Украине 22-летний водитель, сбив пешехода, облил себя бензином и поджог. Некоторые автовладельцы сперва скрываются с мест преступления, а уже потом решают расстаться с жизнью. Так, в 2005 году в Тюмени мужчина сбил насмерть двух школьников. Он ударился в бега и покончил с собой, только когда его задержала милиция.

В автомобильном сообществе высказываются разные мнения об этой проблеме. Якобы водителям подчас угрожают сами пострадавшие, в том числе и судом Линча. Бытует и такое мнение, что автолюбители сводят счеты с жизнью из-за страха перед тюрьмой. Однако у психологов другое мнение. «Это человеческая совесть, – выразил «НИ» свое мнение руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов. – Когда человек виновен в гибели других, он чувствует, что не имеет права жить. Это аффективно-шоковая реакция человека, у которого есть совесть». Она может возникнуть не только у водителей. «Пойти на самоубийство может и человек, случайно застреливший друга на охоте», – говорит г-н Виноградов. Эксперт считает, что нежелание дальше жить, возникающее у непреднамеренных убийц, – типичная реакция нормальных людей.

Но все-таки суицид – это крайняя мера. Этой же точки зрения придерживаются и представители ГИБДД. «Совесть, это, конечно, хорошо, но нужно нести и ответственность, ведь самоубийство виновника ДТП не облегчит жизнь родным погибших, – сообщил «НИ» заместитель начальника ДОБДД МВД РФ Владимир Кузин. – Большинство аварий происходят по неосторожности. И водителю нужно прежде всего тут же оказать помощь пострадавшим, а не убивать себя». Именно необходимость думать о других, по словам психологов, поможет виновникам происшествия выйти из состояния аффекта. «Нужно подумать о судьбе тех, кого водители покалечили, – говорит Михаил Виноградов. – Нельзя забывать и о своих близких, надо попробовать представить, как они воспримут сообщение о смерти родного им человека».

Есть и еще одна вещь, о которой должны знать совестливые водители. «Если у виновника ДТП остались наследники, то им, вполне вероятно, придется платить компенсации пострадавшим, – поделился с «НИ» московский адвокат Максим Домбровицкий. – Например, у жены была в собственности половина квартиры, и после смерти ее мужа к ней перешла и другая доля. Она – наследница, а это значит, что к ней переходят и долги ее мужа. И при желании родственники пострадавших в аварии могут через суд потребовать с нее компенсацию». Не платить же по долгам самоубийцы можно, отказавшись от права наследования.

"