Posted 7 апреля 2005,, 20:00

Published 7 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Будут сбивать!

Будут сбивать!

7 апреля 2005, 20:00
Вчера командующий войсками специального назначения (бывший Московский округ ВВС и ПВО) Юрий Соловьев признал, что войска готовы сбивать самолеты, захваченные террористами. Генерал-полковник признался, что даже вопреки закону «О государственной границе» он не позволит, «чтобы на Москву что-то упало». Между тем в Госдуме

О возможности сбивать над Москвой пассажирские воздушные суда спорят давно. Еще советские войска противовоздушной обороны сбили два южнокорейских авиалайнера, нарушивших государственную границу. Именно за это американцы назвали Советский Союз «империей зла». После развала «империи» о воздушных угрозах несколько подзабыли. Впервые после долгого перерыва эту тему поднял командующий войсками специального назначения (КСпН) Юрий Соловьев на пресс-конференции 18 августа 2004 года. Тогда он сообщил, что «система противовоздушной обороны готова уничтожить любой самолет, незаконно вторгшийся в воздушное пространство над Москвой». Причем быть сбитым рискует как частный легкомоторный самолет, так и пассажирский авиалайнер. По странному стечению обстоятельств, через 6 дней после этого заявления в Тульской и Ростовской областях разбились два пассажирских самолета – Ту-134 и Ту-154. Оба судна взорвались в воздухе практически одновременно – погибли около ста человек. Официальной причиной трагедии назвали теракт.

На вчерашней пресс-конференции Юрий Соловьев снова затронул животрепещущую тему. По словам командующего, ситуация складывается непростая. Закон «О государственной границе» не позволяет сбивать гражданские самолеты. С другой стороны, воздушное судно должно быть уничтожено, если представляет реальную угрозу для жизни и здоровья жителей Москвы. «Собью я его или не собью – все равно на меня наденут наручники, – объяснил журналистам генерал-полковник. – Я оказался заложником ситуации».

Согласно закону стрелять на поражение можно только в том случае, если на борту воздушного судна находятся одни террористы. Но стопроцентной уверенности в этом быть не может.

«Надеюсь, вопрос будет решен в ближайшее время, – сказал Соловьев. – Я со своей стороны не могу допустить, чтобы на Москву что-то упало. Для себя я уже решил, что буду делать в такой ситуации».

Выступление генерал-полковника Юрия Соловьева вызвало целый шквал комментариев высокопоставленных чиновников. Глава Комитета безопасности Госдумы РФ Владимир Васильев практически подтвердил слухи о том, что сбивать пассажирские самолеты разрешат законом. «Этот вопрос прорабатывается, и соответствующая правовая норма уже содержится в проекте закона «О противодействии терроризму», – заявил Владимир Васильев. – Госдума приняла в первом чтении этот законопроект, и сейчас идет работа над поправками».

Россия в своем стремлении контролировать небо над столицей не одинока. Во многих странах самолеты, незаконно пересекающие государственную границу, действительно сбивают. Но готова ли Россия принять на вооружение столь жесткий метод обороны? По мнению экспертов, возможности у авиации есть. Да и Юрий Соловьев заявил, что, несмотря на проблемы с вооружением, техникой и керосином, «мы в принципе готовы». Однако, чтобы избежать роковых ошибок, система должна работать как часы.

«В воздухе может случиться все, что угодно. Скажем, у лайнера просто отключается вся электроника. Связи с экипажем нет, на требования снижаться пилоты не отвечают, – говорит эксперт «НИ» по авиабезопасности. – Тем временем судно стремительно приближается к Москве. Что тогда? В воздух поднимаются истребители, идут на сближение. При расстоянии друг от друга 10 метров пилот истребителя дает условный сигнал на снижение (опущенный вниз большой палец). Если пилот подозрительного судна не подчиняется, истребитель открывает огонь».




Четыре часа ужаса
Российские страховщики стремятся заработать, спекулируя на угрозе террора

"