Posted 7 апреля 2004,, 20:00

Published 7 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Страсть к птице

Страсть к птице

7 апреля 2004, 20:00
Вчера, в великий праздник Благовещения, по всей России отпускали на волю птиц – есть такой обычай у православных. В Кремле выпустил с руки белого голубя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А в Подмосковье в небо взмыла самая большая в стране голубиная стая – 600 птиц. Накануне Благовещения корреспондент «НИ» по

Помню, в детстве, собирая меня в музыкальную школу или к очередному репетитору английского языка, мама приговаривала: «Иди, нечего голубей по улице гонять!» Я понимала это выражение буквально, а потому неосознанно все время глазами искала на той самой улице того самого человека, что голубей гоняет. Очень уж хотелось посмотреть на него, поговорить и выяснить для себя, что же все-таки лучше: один урок в «музыкалке» или пара голубей. И такой человек нашелся. Но встретила я его только вчера…

В деревне Николо-Черкизово Солнечногорского района (Московская область) среди старых деревянных избушек и новых коттеджей возвышается дом, проехать мимо которого, не обернувшись разок-другой, не получается: над железными воротами застыл в полете огромный голубь. Живет здесь главный голубевод страны, президент Союза голубеводов России – Виктор Харлашин.

…Москва 60-х, окраина города – Бескудниково, частный дом. В то время почти у каждого была своя голубятня. У Харлашина первый голубь появился в 6-летнем возрасте. Против были все: сначала – родители, потом, когда семья переехала в отдельную квартиру, – соседи. Но он и тогда упирался и продолжал держать голубей… под кроватью и на балконе.

– Голуби всегда жили с нами. И оставить их больше, чем на неделю, я не могу. Разве что доверить жене Светлане. А вот сыновьям мое хобби почему-то не передалось. Но я особо и не навязывал, у каждого свое занятие в жизни.

– Но почему из массы всевозможных увлечений вы выбрали именно это?

– Не знаю, получилось так. А потом, марки, монеты – все это не живое.

В питомнике Виктора Ивановича сейчас содержатся около 600 голубей – 270–280 пар. Сейчас, весной, в каждой птичьей семье появятся по два птенца, и население «птичника» значительно увеличится.

Такой большой стае и условия жизни нужны соответствующие. Белый дворец для своих подопечных Виктор Иванович создавал сам. Ну нет у нас в стране «голубиных» архитекторов: рисовать и строить пришлось самому голубеводу. Зато теперь чистоте и евроремонту этой двухэтажной голубятни может 33 раза позавидовать моя квартира.

– Так бы люди к себе относились, как я к птицам: прививки, витамины, особое питание, – отвечает на мое «завидное» замечание Виктор Иванович.

В каждодневное меню голубя входят не менее 4 компонентов: просо, ячмень, льняное семя, пшеница. «Уважают» голуби и кукурузу, гречку, коноплю. Продукты эти Харлашин мешками возит с Птичьего рынка. А как иначе? Без должного ухода ни один его голубь в чемпионы не вышел бы. А для Харлашина голубеводство – это прежде всего соревнование по нескольким направлениям.

На протяжении всей истории развития отрасли человек селекционировал в птице то, что хотел видеть: кто-то скоростного спортсмена, кто-то высоколетного голубя, кто-то – красавца, поражающего причудливостью форм и изысканностью оперения, а кто-то, извините, мясо.

А оно у голубя очень вкусное, полезное и ценное. Кстати, в наших ресторанах в меню запросто можно встретить приготовленного голубя. Правда, для этих целей они почему-то поставляются из Франции.

– А сами когда-нибудь ели голубятину?

– Ел, – вздыхает Харлашин. – В молодости. А сейчас не могу, они же мои питомцы.

– А предложения от рестораторов наладить коммерческую поставку голубиного мяса не поступали?

– Ну почему, были, конечно. Но я отказался. Ни к чему все это. Голубь слишком одухотворенная птица для того, чтобы его на сковородке зажарить. Его и на иконах пишут, изображая Святого Духа.

Главная страсть Харлашина – спортивные голуби.

Соревнования проводятся на звание самой быстрой птицы. Голубей вывозят к месту, откуда будет проводиться старт. Расстояние от дома разное: от 250 км до 1000 км. В условный час всех «спортсменов» одновременно выпускают. Делается это, как правило, ранним утром. Зрелище, надо сказать, потрясающе красивое. Представьте, более сотни голубей взмывают в рассветное небо единой стаей, делают несколько кругов, чтобы взять ориентир, а дальше – по домам.

Там их уже ждут. Специальное устройство считывает с электронного чипа время прилета и регистрирует его в общей зачетной таблице. Система налажена технически грамотно, и обмануть ее практически невозможно. Потом результаты сравнивают, и выявляется победитель. В прошлом году за три летних месяца голубеводы провели 13 соревнований. Самая большая дистанция была длиною в 1 тыс. километров, и начиналась она в Бресте в 6.30 утра. Голубь Виктора прилетел домой на следующий день в 9 часов утра, показав лучшее время и скорость – 841 м/мин.

– Такие голуби – самые настоящие спортсмены. А как вы их тренируете?

– Обычно «вдовьим» методом. Зимой самку убираю от самца, а перед соревнованием устраиваю им «свидание» буквально на 5 минут. Потом самца увожу за 400 км и выпускаю. У него в памяти откладывается, что самка-то дома осталась. И голубь такие результаты показывает!

4 года подряд все первые места в спортивных соревнованиях берут только «спортсмены» Харлашина. В доме Виктора Ивановича хранятся 150 птичьих «медалей» и дипломов. Главная награда – Гран-при, полученная в Брно (Чехия). Высокие достижения позволили ему первому в России вывести расу голубей, названных его же именем – харлашин.

И все же наша страна в области мирового голубеводства, по мнению Виктора Ивановича, – капля в море. Например, в Бельгии только число членов клубов голубеводов превышает 230 тысяч человек. В Польше 56 тысяч спортивных голубеводов. А у нас их – 3 тысячи человек.

– Но скоро ситуация должна измениться. Мы стали чаще выезжать за границу, к нам чаще стали приезжать, смотреть. Русские породы в Европе славятся. Вот, например, орловские (порода того самого графа Орлова, который вывел и рысаков), московский палевый монах, павловские, курские... Еще хороши николаевские высоколетные. У меня сейчас на передержке живут голуби этой породы Виктора Степановича Черномырдина.

– Покажите, – не удержалась я.

Харлашин показал. Действительно, очень красивые птицы.

– Черномырдин вам звонит, справляется о голубях?

– Я думаю, что с Путиным он говорит реже, чем со мной, – смеется Харлашин. – Что политика? Скука и грязь. А голуби – это душа! Если в вашем доме живут голуби, вас никогда не покинут удача и счастье.

"