Posted 8 февраля 2022,, 10:42

Published 8 февраля 2022,, 10:42

Modified 7 марта, 13:01

Updated 7 марта, 13:01

«Мы одна семья?»: как попытаться получить 20 миллиардов и остаться на свободе

«Мы одна семья?»: как попытаться получить 20 миллиардов и остаться на свободе

8 февраля 2022, 10:42
Родственники Дмитрия Босова написали жалобу министру МВД по поводу прекращения уголовного дела о мошенничестве с акциями его компании.
Сюжет
Суды

Андрей Беляев, юрист

Известный предприниматель Дмитрий Босов погиб в мае 2020 года. Его тело с огнестрельным ранением головы было найдено в доме миллиардера в подмосковном Усове. В открытом правоохранителями уголовном деле вдова Катерина Босов первоначально не фигурировала. Однако последующие события многое изменили.

Как стало известно, осенью 2021 года мать предпринимателя Людмила Босова написала заявление в правоохранительные органы, в котором она обвинила вдову сына в хищении прав на наследуемое имущество.

«Босов Катерина Евгеньевна, пережившая супруга моего сына Босова Дмитрия Борисовича, умершего 06 мая 2020 г., <…> заведомо зная, что 86,572% в уставном капитале ООО «Аллтек», принадлежавшие моему сыну Босову Д.Б. были приобретены им в 2002 году, то есть более чем за 15 лет до брака с Босов К.Е., обратилась к нотариусу Одинцовского городского округа Пановой Е.А. с заявлением о выделении ей 1/2 доли указанного имущества, сообщив заведомо ложные сведения о происхождении данного имущества», - говорится в заявлении Людмилы Босовой о преступлении, поданном ею на имя начальника УМВД России по Одинцовскому г.о. ГУ МВД России по Московской области 9 сентября 2021 года.

Как сказано в заявлении, нотариус, введенная Катериной Босов в заблуждение и не осведомленная о ее умысле, выдала ей свидетельство о праве собственности на долю 43,286% в уставном капитале ООО «Аллтек», на основании которого вдова зарегистрировала в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) на себя право собственности на эти акции. В дальнейшем Катерина Босов пыталась легализовать полученную долю путем ее передачи в закрытый паевой инвестиционный фонд. Однако впоследствии суды разных инстанций признали эти действия незаконными.

В наследственное дело, открытое после гибели Дмитрия Босова, были внесены все восемь его наследников: родители, четверо сыновей, несовершеннолетняя дочь Босов, а также супруга КатеринаБосов.

С мая по середину августа 2020 г. наследники совместно обсуждали ход ведения наследственного дела и договорились поделить поровну все активы умершего Дмитрия Босова согласно законодательным требованиям и процедурам. По закону и достигнутым договоренностям, каждому наследнику должны были достаться 10,821% в уставном капитале ООО «Аллтек».

Как пишет в своем заявлении мать Дмитрия Босова, в ходе этих встреч для завоевания доверия родственников Катерина Босов уверяла всех, что «мы одна семья», что она придерживается принципа раздела наследуемого имущества между наследниками в соответствии с законом и что она сделает все возможное для выполнения достигнутых договоренностей.

«Однако уже сразу после смерти моего сына Катерина Босов просила меня и моего супруга Босова Бориса Петровича передать ей части причитающихся нам долей и уговорить других наследников сделать то же самое с той целью, чтобы Катерина получила контрольную долю (не менее 51%) в ООО «Аллтек». На что Катерина Босов получила от нас отказ», - рассказывает в своем заявлении Людмила Босова.

Оказывая доверие Катерине Босов как человеку, проработавшему какое-то время до этого в структурах холдинга Дмитрия Босова, все наследники решили, что она будет их неформальным представителем в отношениях с нотариусом, ведущим наследственное дело, а также в отношениях с руководством ООО «Аллтек».

В частности, как следует из заявления о преступлении, наследники доверили Катерине Босов заказать оценку рыночной стоимости наследуемой доли в ООО «Аллтек», необходимую для наследственного дела, запрашивать и получать от имени наследников в ООО «Аллтек» и представлять нотариусу Пановой Е.А. любые документы и информацию, необходимые для наследственного дела.

Кроме того, они попросили руководство ООО «Аллтек» оказывать Катерине Босов всяческое содействие путем предоставления различных документов общества, проведения юридических консультаций и другими способами, и согласовали Совету директоров ООО «Управляющая компания «Сибантрацит» назначение через выборы Катерины Босов на должность председателя Совета директоров компании.

Наследники также приняли решение о назначении Катерины Босов одним из доверительных управляющих (совместно с отцом погибшего олигарха Борисом Босовым) долей Дмитрия Босова в размере 50% уставного капитала другой компании, ООО «Управляющая компания «Востокуголь», до распределения этой доли между наследниками. Договор доверительного управления долей в ООО «УК «Востокуголь» был заключен в августе 2020 г.Наконец, наследники решили назначить Катерину Босов одним из доверительных управляющих (совместно с матерью бизнесмена Людмилой Босовой) доли Дмитрия Босова 86,572% в ООО «Аллтек».

Как пишет в своем заявлении мать предпринимателя, руководство «Аллтека», не зная об истинных намерениях Катерины Босов, предоставило вдове все документы по ее запросам.До 18 августа 2020 г. все близкие родственники Дмитрия Босова были уверены, что его вдова добросовестно занимается делами по справедливому разделу наследственного имущества согласно достигнутым договоренностям. Однако в тот день им стало известно, что в ЕГРЮЛ на сайте ФНС России появилась запись о том, что Катерина Босов является владелицей доли 43,286% в уставном капитале ООО «Аллтек».

Как сообщается в заявлении матери бизнесмена, молодая вдова, не дожидаясь окончания положенных законодательством процедур по оформлению наследуемого имущества, могла ввести в заблуждение нотариуса Панову Е.А. Так или иначе 10 августа 2020 г. она оформила на себя право на половину доли умершего мужа и получила свидетельство о праве собственности на долю 43,286% в уставном капитале ООО «Аллтек» с последующей регистрацией этого права в ЕГРЮЛ.

В заявлении о преступлении, поданном Людмилой Босовой, подчеркивается, что своими действиями Катерина Босов причинила наследниками Дмитрия Босова особо крупный ущерб, поскольку наследственная доля в ООО «Аллтек», подлежащая распределению между восемью наследниками уменьшилась вдвое: с 86,572% до 43,286%. То есть каждый наследник получил бы всего 5,411% вместо положенных 10,821% в уставном капитале ООО «Аллтек».

В заявлении матери бизнесмена также приведены расчеты ущерба в денежном выражении. На дату открытия наследства 6 мая 2020 г. рыночная стоимость доли Дмитрия Босова в уставном капитале ООО «Аллтек» составляла около 40,6 млрд рублей. То есть своими действиями Катерина Босов причинила каждому наследнику материальный ущерб в размере около 2,5 млрд руб., а всего едва не были похищены активы на сумму 20 миллиардов рублей.

Оправившись от шока от действий Катерины Босов, наследники вначале попытались убедить ее отказаться от попыток незаконного завладения активами ООО «Аллтек» и вернуться к достигнутым ранее договоренностям о равном распределении долей. Однако вдова категорически отказалась.

«Тем самым Босов К.Е. осуществила рейдерский захват компании», - резюмируется в заявлении Людмилы Босовой.Более того, в сентябре 2020 г. для легализации похищенного имущества Катерина Босов пыталась передать захваченные 43,286% акций ООО «Аллтек» в закрытый паевой инвестиционный фонд «Видар-инвест», в котором она была единственным пайщиком. Управление Фондом осуществляла УК «Эвокорп» с единственным бенефициаром Максимом Викторовым, который был близко связан с Катериной Босов. Эта операция делала последующее взыскание активов со стороны законных наследников практически невозможным.

В конце сентября 2020 г. пятеро наследников Дмитрия Босова подали коллективное исковое заявление в Одинцовский городской суд Московской области с требованиями о признании супружеской доли Босов Катерины Евгеньевны в доле Босова Дмитрия Борисовича в ООО «Аллтек» отсутствующей и о возврате 43,286% уставного капитала ООО «Аллтек» обратно в наследственную массу.

В ответ Катерина Босов сообщила руководству ООО «Аллтек», что на самом деле ей должно принадлежать не 43,286%, а более… 77% компании, и подала встречный иск к наследникам. Вдова апеллировала к тому, что большая часть средств, которые Дмитрий Босов направил на оплату увеличения уставного капитала ООО «Аллтек» в 2017 году, якобы принадлежали Катерине, так как были получены от продажи ее личного автомобиля Bentley Continental GT V8 S. Впрочем, как впоследствии подтвердил суд, средства от продажи Бентли поступили на счет Дмитрия Босова 30 ноября 2017 г., а оплата увеличения уставного капитала была произведена 15 ноября 2017 г. «Этот факт Катерине Босов при подаче встречного иска был достоверно известен», - говорится в заявлении матери бизнесмена о преступлении.

25 ноября 2020 г. Одинцовский городской суд удовлетворил исковые требования наследников в полном объеме, отклонил встречный иск и вынес решение о признании супружеской доли Босов Катерины Евгеньевны в доле Дмитрия Босова отсутствующей. Было также признано недействительным свидетельство о праве собственности Катерины Босов на долю 43,286% в ООО «Аллтек» и о ее возврате обратно в наследственную массу. Апелляционная и кассационная судебные инстанции оставили это решение без изменений.

Мать погибшего предпринимателя заявляет, что Катерина Босов, злоупотребляя оказанным ей доверием, путем обмана умышленно предприняла противоправные действия по завладению правами на долю в ООО «Аллтек», тем самым причинив наследникам особо крупный материальный ущерб.

«О том что, Босов Катерина действовала умышлено и осознано, свидетельствует тот факт, что она является юристом по образованию, длительное время работала по специальности, а затем работала в холдинге моего сына на руководящих должностях, прекрасно знала корпоративную структуру холдинга и время приобретения моим сыном доли 86,572% в уставном капитале ООО «Аллтек», - констатирует Людмила Босова.

На основании заявления матери погибшего предпринимателя 9 сентября 2021 года Главное следственное управление ГУ МВД России по Московской области возбудило уголовное дело № 12101460225000125. Впрочем, в постановлении, подписанном следователем, говорится о возбуждении уголовного дела «в отношении неустановленных лиц», хотя в заявлении приводятся все данные фигурантов - мать олигарха называет все фамилии участников.

В постановлении использованы такие формулировки как «у неустановленного лица возник корыстный преступный умысел на хищение путем обмана имущества наследников», «неустановленное лицо <…> привлекло к совершению преступления иных неустановленных лиц, вступив с ними предварительный преступный сговор, посвятив их в преступные цели и корыстный умысел» и так далее.

Узнав о возбуждении уголовного дела, молодая вдова предпочла скрыться из России: в середине сентября 2021 года она улетела в Милан. Однако в январе сего года Катерина Босов вернулась в Россию. Как выяснилось, по уголовному делу о мошенничестве следствие даже не предъявило ей обвинений. А уголовное дело о доведении Дмитрия Босова до самоубийства расследуется на удивление неторопливо. Это вызвало возмущение наследников экс-олигарха, которые обратились к министру МВД Владимиру Колокольцеву с просьбой возобновить закрытой дело о мошенничестве и разобраться в причинах нерасторопности своих подчиненных, которые спускают на тормозах оба уголовных дела, в которых фигурирует Катерина Босов.

Можно предположить, что вдова экс-олигарха вернулась в Россию с намерением продолжить тяжбы с наследниками Дмитрия Босова, полагая, что уголовное преследование ей не грозит. Однако за время ее отсутствия в России детективная история с разделом капиталов Дмитрия Босова, включая скандальные подробности темной биографии Катерины Босов, получила широкую огласку в российских и зарубежных СМИ.

Депутат Нина Останина в эфире телеканала ОТР призвала Генерального прокурора России разобраться в деле о подложных документах, которые Катерина Босов использовала для получения доли акций компании «Аллтек».

«Сибантрацит» является крупнейшим экспортером металлургических углей. Попытки рейдерского захвата стратегически важного для российской угольной отрасли предприятия могут нанести значительный вред российской экономике. Факт возвращения Катерины Босов в Россию свидетельствует о том, что российским правоохранительным органам следует намного ответственней расследовать уголовные дела, чтобы не повторялся прецедент с попыткой захвата акций «Сибантрацита» и других крупных предприятий страны.

"