Posted 7 февраля 2011,, 21:00

Published 7 февраля 2011,, 21:00

Modified 7 марта, 11:50

Updated 7 марта, 11:50

Клинический случай

Клинический случай

7 февраля 2011, 21:00
В столице идут судебные процессы по выселению врачей, которые более 10 лет работали в поликлиниках Южного и Юго-Восточного округов города и в Госпитале ветеранов войн № 2. В конце 90-х, чтобы привлечь медиков в эти нуждавшиеся в кадрах учреждения, чиновники дали им рядом с работой квартиры, обещав через пять лет оформи

Несмотря на то что заведующий II отделением детской стоматологической поликлиники № 6 Павел Попов в прошлом году был признан малоимущим, он не хотел бы менять свою работу. «У меня хорошее отделение, хорошие врачи, – говорит он «НИ». – И все это создавалось своими руками, строилось с нуля. В 1998 году я на своих плечах носил в отделение мебель, оборудование». В 1998 году в только что открывшуюся 6-ю поликлинику молодой стоматолог Павел Попов пришел работать по приглашению Управления здравоохранения Южного округа Москвы. Чиновники Южного и Юго-Восточного округов тогда должны были обеспечить кадрами новые поликлиники и Госпиталь ветеранов войн № 2. Поэтому вместе с должностями они в рамках программы внеочередного предоставления жилья врачам и учителям, работающим в районах массовой застройки, предлагали медикам квартиры. В обоих округах жилье получили более сотни медиков, призванных чиновниками поднимать здравоохранение московских окраин. Павел Попов, перейдя из 25-й поликлиники, где раньше работал, в 6-ю, получил двухкомнатную квартиру. Сейчас его сыну, который живет в ней с рождения, 10 лет, дочке – два года. 15 февраля в Люблинском районном суде состоится заседание по выселению всей семьи Поповых на улицу. Как утверждает департамент жилищной политики, подавший иск, у семьи Попова нет на квартиру никаких прав.

Управления здравоохранения Южного и Юго-Восточного округов предоставили медикам квартиры по договору субаренды и обещали передать их жильцам в социальный наем, то есть в постоянное пользование, через пять лет. Но когда этот срок истек, чиновники объявили, что для получения московской квартиры это слишком мало, и продлили договор субаренды еще на столько же. Когда «час X» настал вновь, об обещании заключить договор социального найма чиновники забыли вовсе и предложили медикам оформить квартиру как служебную. «Это значит, что, как только я уволюсь, я, моя жена и дети станем бомжами. Нам не только негде больше жить, нам негде получить прописку. Обратно в квартиру родителей моей жены, где мы жили 12 лет назад, нас не пропишут, потому что она муниципальная, и по закону на каждого жильца в ней должно приходиться не меньше 10 метров. А там это условие даже сейчас не соблюдается». Кроме того, управление здравоохранения сняло Павла Попова с очереди на жилье, в которой он стоял до того, как получил квартиру. И хотя, как оказалось, 12 лет он жил с семьей во временном жилье, возможности получить за это время другую квартиру он был лишен.

В таком же положении оказались и остальные врачи. По их утверждению, чиновники, обещавшие передать им квартиры в социальный наем, сейчас отказываются от своих слов. Документы же, которые подписывали врачи, не обещали ничего и говорили всего лишь о возможности заключения договора социального найма. «Врачи стали жертвами обмана не потому, что оказались наивней, чем остальные граждане, – говорит адвокат Павла Попова Сергей Пугачев. – Они поверили словам чиновников, потому что те делали им вполне обычное предложение. С 1984-го до 2005 года в стране действовал Жилищный кодекс, по которому отработавшие 10 лет в государственном учреждении получали квартиру». «Конечно, сыграла роль наша юридическая неграмотность, – считает Павел Попов. – Но тогда и мысли не было, что государство может так вот кинуть».

Процессы по выселению медиков, которым дали квартиры по одной программе и обманули по одной и той же схеме, идут в разных судах и завершаются по-разному. По словам врача поликлиники № 198 Татьяны Наумовой, Кузьминский районный суд отказал департаменту жилищной политики в выселении врачей Госпиталя ветеранов войн № 2. Сейчас суд рассматривает встречные иски медиков, требующих, чтобы департамент предоставил им жилье на условиях социального найма. Зато Люблинский райсуд выселил заведующую Стоматологической клиникой №6 Валерию Шошину без предоставления ей другого жилья.

17 января «дело врачей» обсуждалось в Мосгордуме. Депутаты приняли решение о создании специальной комиссии, которая будет решать жилищные проблемы медиков в индивидуальном порядке. «Чиновники решили решать наши вопросы в индивидуальном порядке потому, что, как они говорят, все семьи находятся в разных условиях. Но ведь всем нам давали квартиры по одной схеме, – поделилась с «НИ» Татьяна Наумова. – Мы боимся, что, рассматривая наши случаи по отдельности, чиновники будут просто искать, за что можно уцепиться, чтобы не отдавать квартиру».

В феврале в московских судах будут идти процессы о выселении «в никуда» не только медиков, но и военнослужащих. Например, 9 февраля в суде будет рассматриваться вопрос о выдворении из общежития Военного университета майора запаса Николая П., отслужившего 17 лет. («НИ» писали о нем 23 ноября в материале «Господа и офицеры»). А 14 февраля Солнцевский суд будет рассматривать вопрос о выселении из общежития в поселке Внуково семьи майора запаса Андрея Гацюка, имеющего 27 лет выслуги («НИ» писали о нем 23 декабря в материале «Продается дом с людьми»). Десятки офицеров запаса и их семьи уже выселены по решению судов из этих двух общежитий, десятки еще только ждут начала процессов.

«Случаи выселения людей на улицу по решению суда не являются в России единичными, – прокомментировал «НИ» ситуацию Уполномоченный по делам человека в Москве Александр Музыкантский. – Я сталкивался с тем, что суд выселял из служебного жилья не только медиков и военных, но также учителей и дворников. Жалоб на проблемы, связанные жильем, ко мне поступает очень много. За 20 лет в России так и не был создан механизм, который бы позволил решить жилищную проблему, несмотря на все правительственные программы и нацпроект по доступному жилью».

"