Posted 7 февраля 2006,, 21:00

Published 7 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:22

Updated 8 марта, 09:22

Летать не на чем

Летать не на чем

7 февраля 2006, 21:00
На минувшей неделе комиссия Роскосмоса официально обнародовала результаты конкурса по внедрению нового космического корабля, который должен прийти на смену «Союзам». Комиссию не удовлетворил ни один из трех представленных проектов, и все они были отправлены на доработку. В течение месяца в проекты должны быть внесены и

Всего на участие в конкурсе подали заявки три ведущих ракетно-космических корпорации. В прошлом году многоразовый челнок «Клипер», представленный РКК «Энергия», активно рекламировался на международных выставках. Казалось, что программа уже принята в производство, как вдруг у этой разработки появились сразу два серьезных конкурента. НПО им. Хруничева и НПО «Молния» не желали оставаться в стороне и представили на суд Роскосмоса свои проекты космических кораблей нового поколения. Правда, они оказались не такими уж и новыми.

Центр им. Хруничева предложил переработанную систему на базе старого корабля ТКС (транспортный корабль снабжения), летавшего в космос в 70–80-е годы в связке со станциями «Салют». Запуск первого полностью укомплектованного ТКС-1 с названием «Космос-929» состоялся в беспилотном варианте 17 июля 1977 года. Спускаемый аппарат космического корабля был рассчитан на трех космонавтов и мог совершить десять полетов в космос при восстановлении защитной термостойкой оболочки. По сути, центр им. Хруничева предложил модернизировать свою старую разработку, как это сделали американцы с новым псевдо-«Аполлоном». В качестве средства доставки корабля на орбиту предлагается использовать ракетоноситель «Ангара».

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

У НПО «Молния» оказалось более интересное предложение, хотя и оно родом из восьмидесятых годов. Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС) представляет собой два спаренных самолета. Первая ступень – это самолет Ан-225 «Мрия» разработки АНПК им. Антонова, на котором сверху устанавливается вторая степень, то есть орбитальный самолет в пилотируемом или беспилотном варианте. Вместо самолета может находиться грузовой контейнер с внешним топливным баком. Преимущества данной системы заключаются в том, что она может базироваться на обычных аэродромах, стартовать из любой точки мира и намного экономичнее, чем все имеющиеся космические комплексы. Основные элементы системы МАКС многоразового использования. За исключением внешнего топливного бака. Разработчики утверждают, что система способна окупиться всего через полтора года после начала использования.

Ни разработка НПО «Молния», ни «Клипер» пока не могут заменить «Союз».

О разработке РКК «Энергия», космическом корабле «Клипер», говорилось уже очень много. В отличие от «Союзов» он будет многоразовым и рассчитан на 6 членов экипажа. Ресурс его службы – 25 полетов. В принципе, конструкция может иметь небольшие крылья, но используются они лишь для маневрирования в атмосфере. Посадка производится по старинке с помощью парашютов.

«К сожалению, ни один из представленных проектов пока не отвечает предъявляемым требованиям, – рассказал заместитель начальника пресс-службы Роскосмоса Вячеслав Михайличенко. – Мы пока не можем раскрывать эти требования, так как конкурс является закрытым».

Новый корабль создается под будущие программы освоения космоса и всецело завязан на марсианский проект. «Клипер» больше всего отвечает этим задачам, потому что разрабатывался как средство доставки экипажей на станцию-застройщик большого марсианского корабля. И вероятно, после внесенных доработок предпочтение будет отдано все-таки ему. Об этом почти в открытую говорят многие специалисты. Первый орбитальный полет нового корабля должен состояться в 2012 году.

"