Posted 6 декабря 2015,, 21:00

Published 6 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:11

Updated 8 марта, 03:11

Боли роста

Боли роста

6 декабря 2015, 21:00
Качественная помощь неизлечимым людям все еще недоступна большинству нуждающихся в ней россиян, хотя в этой сфере за последний год произошли положительные сдвиги. Такая информация была озвучена в конце прошлой недели во время первой обучающей конференции Ассоциации профессиональных участников хосписной помощи. В частно

В последний год общественникам и медикам удалось добиться пристального внимания к проблемам неизлечимых больных со стороны чиновников и общества, однако это лишь начало пути.

«Очень страшно от того, что происходит такой быстрый рост. И этот рост контролируется не качеством, а какими-то числовыми показателями: количество открытых коек, отделений, обученных людей. А как же качество помощи, которую эти все люди оказывают?» – сказала на конференции президент фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер. Она заметила, что, когда хосписов в стране было мало и в них работали только энтузиасты, за каждый из них можно было не беспокоиться. Теперь же в стране образовалась острая нехватка профессионалов, умеющих оказывать качественную помощь. По подсчетам г-жи Федермессер, при нынешних темпах подготовки кадров, чтобы обучить необходимое число паллиативных врачей и медсестер, необходимо 218 лет.

«Мы понимаем, что качество и количество – разные вещи», – сказала главный внештатный специалист Минздрава РФ по паллиативной помощи, главный врач Первого московского хосписа Диана Невзорова. По ее словам, сейчас существует план образовательных семинаров в регионах на 2016 год. Обучающих специалистов в поездках будут сопровождать также представители ФСКН и Росздравнадзора. Кроме того, по словам Дианы Невзоровой, в декабре по распоряжению Минздрава на базе Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова откроется первый курс для преподавателей паллиативной помощи. «Всего 56 специалистов со всей страны из разных вузов пройдут 36-часовой цикл. Мы надеемся, что потом они вернутся к себе и будут там преподавать паллиативную помощь, уже зная, как учить, какое количество часов на что выделять, какие темы освещать и как – лекционно, с пациентом, дистанционно», – рассказала Диана Невзорова. Пока же, по ее словам, медицинские университеты в стране пытаются учить паллиативной помощи, часто не понимая, как это нужно делать.

Еще один проект – обучение сиделок и всех людей, которые желают научиться оказывать правильную паллиативную помощь на дому.

Главный врач АНО «Самарский хоспис» Ольга Осетрова отметила, что в 2008 году из четырех тыс. умерших пациентов в Самарской области наркотические анальгетики получили только 100 человек. В 2013-м таких было уже 700. «А в 2014 году благодаря «закону адмирала Апанасенко», контролю со стороны Минздрава, тех пациентов, которые получили препараты третьей ступени обезболивания, стало 1187», – сказала Ольга Осетрова, заметив, что этого все равно недостаточно.

Напомним, в феврале 2014 года в Москве попытался застрелиться бывший начальник Управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ контр-адмирал Вячеслав Апанасенко. В больнице он впал в кому и скончался. Апанасенко страдал последней стадией рака поджелудочной железы. Контр-адмирал оставил предсмертную записку, в которой просил никого не винить в его смерти, кроме «правительства и Минздрава». После этого в России активно начала обсуждаться проблема доступности паллиативной помощи, стали известны другие случаи самоубийств онкобольных. «Законом Апанасенко» названы изменения в федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», упростившие процедуру выдачи обезболивающих.

Проблем остяается много, отмечают специалисты: некоторые врачи до сих пор живут по старым нормам и законам. Не хватает специалистов, финансирования. Люди недостаточно информированы. В стране нет ряда препаратов, которыми можно обезболить детей. «Мы призываем и медиков, и родственников наших пациентов к пониманию, что пока у человека есть боль, он не будет рад какой-либо помощи. Надо сначала снять боль, в потом уже говорить обо всем остальном», – заключила Нюта Федермессер.

"