Posted 6 декабря 2015,, 21:00

Published 6 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:11

Updated 8 марта, 03:11

Комплексный обет

Комплексный обет

6 декабря 2015, 21:00
Росавтодор начал проверку системы взимания дорожного сбора с большегрузов «Платон». Об этом в конце минувшей недели заявил глава ведомства Роман Старовойт, уточнив, что за нарушения в работе системы предусмотрены финансовые санкции. Тем временем часть дальнобойщиков, протестующих против «Платона», к выходным добралась

Напомним, в конце ноября дальнобойщики из ряда регионов (прежде всего Дагестана, затем Санкт-Петербурга и других субъектов РФ) объявили о намерении двинуться на Москву и заблокировать МКАД в знак протеста против так называемого сбора Ротенберга. Планировалось, что бастующие доберутся до столицы к 30 ноября, однако получилось это далеко не у всех: дальнобойщики столкнулись с серьезным сопротивлением силовиков. В ход шли задержания, массовая эвакуация машин, проверки документов, принудительные медицинские освидетельствования, перекрытия трасс под надуманными предлогами, провокационные сообщения о якобы отмене протестных акций. Все эти помехи, а также несогласованность и расколы внутри самих дальнобойных сообществ привели к переносу акции на МКАД сначала на 3?декабря, затем на 5-е (позавчера она, впрочем, тоже не состоялась).

Части протестующих удалось добраться до Москвы 4 декабря. К середине дня в пятницу появились сообщения, что сотни большегрузов якобы заблокировали кольцевую трассу в районе Ленинградского шоссе. Политик из Санкт-Петербурга Сергей Гуляев, который стал одним из лидеров дальнобойщиков в городе на Неве, заявил в Facebook, что «акция началась». Довольно скоро ясность внесли ехавшие вместе с дальнобойщиками журналисты: они сообщили, что МКАД перекрыли сотрудники ДПС. Останавливая фуры, они затормозили движение на шести полосах внешней стороны кольца. Появились фотографии, где перед колонной фур прохаживаются дорожные полицейские. Происходящее все больше напоминало не очень удачную провокацию. Спустя некоторое время в соцсетях начали появляться одинаковые сообщения от подозрительных аккаунтов с текстом: «Мальчик в скорой умер из-за перекрытой дороги. Твари!»

В дальнейшем в ГИБДД признали, что МКАД перекрывала полиция, и связано это было со «спецмероприятием», суть которого в ведомстве пояснять отказались.

К вечеру 4 декабря стало известно, что дальнобойщики разбивают протестный лагерь на Ленинградском шоссе, на стоянке торгового комплекса «Мега-Химки». В соцсетях активисты просили местных жителей помочь с кипятком, лекарствами, пищей и топливом.

Найти стоянку дальнобойщиков вечером в субботу на огромной парковке торгового комплекса оказалось не так-то просто. Протестный лагерь всего из 12–15 фур занимал небольшой пятачок у съезда на Ленинградку. Десяток большегрузов выстроились в ряд; напротив стояло несколько легковых машин и микроавтобусов с надписями «Нет Платону» и протестными плакатами. На капоте легковой машины были разложены продукты. Еще несколько грузовиков были припаркованы поодаль. Рядом небольшими группами стояли мужчины; они курили, разговаривали.

«Стоять будем до полной отмены «Платона». Мы и так платим и акцизы, и налоги, куда еще? Где у нас свобода перемещения? Какая это свобода перемещения, если мне «Платон» маршрут прокладывает по трассе, которой уже нету, и я еду по болоту, по лесу, по тайге?» – жалуется «НИ» водитель из Архангельской области, представившийся Александром. На вопрос о фамилии отвечает так: «Допустим, Ломоносов. Он тоже из наших краев в Москву дошел».

«Я с митинга сюда заскочил. Насколько здесь останусь – не знаю пока. В конце концов, с едой тут проблем нет, магазинов вон сколько, а помыться всегда на стоянке можно», – говорит водитель Сергей из Ивановской области. Среди коллег в регионе у него нашлось много соратников: «Многие поехали, многие. Кто-то – под «Платоном», кто-то – без «Платона», на свой страх и риск». На вопрос о фамилии Сергей отвечает так: «Давайте без фамилии, меня и так прокуратура таскала уже».

«Питаемся тем, что принесут. Все пока добрые. А стоять будем, пока не узнаем что-нибудь хорошее для себя. Вот только не сообщают ведь ничего. Я просто сам видел – на улице 1905 года был митинг, и человек приносил туда бумагу, что в «Платоне» уже прописаны и автобусы, и пикапы. Просто с нас начали», – говорит «НИ» водитель Валера.

Подле легковушки с едой беседуют около десятка водителей. Обсуждают свежую новость: депутаты предложили наказывать водителей-частников за отсутствие тахографов, а также обязать их останавливаться только на специально оборудованных станциях и проходить каждое утро медосмотр. «У нас в деревнях выгрузка бывает. Какая там станция? Какой медосмотр?» – недоумевает один из водителей. «Ребята, заберут у нас бизнес! Откажутся от «Платона» – значит, что-то другое найдут. Я пословицу услышал: если птичка коготком увязла, значит, вся пропадет. Нас просто выдавят. А эти сетевые кексы будут ездить, на стоянках пиво пить и водку», – зычным голосом вещает крупный водитель, судя по говору, откуда-то с севера. «Да ладно! – отмахнулся более оптимистичный дальнобойщик. – Помнишь, они закупили все новые машины? И говорили: «У вас старые машины, это небезопасно, вы должны уйти из бизнеса». Думали, мы помрем, а они будут кайфовать. А я отвечал: давайте остановим любую молодую машину из крупной компании и загоним ее на техосмотр. Да я уверен, там любой сознание потеряет! А у меня машина 1995 года. Я сам водитель и сам механик, и денег на нее не жалею».

До того, как начать марш на Москву, дальнобойщики в разных регионах проводили митинги.
Фото: omskzdes.ru

В круг беседующих затесалась компания молодых парней и девушек, с виду – студентов. «Здрасте! Мы сочувствующие, пришли вас поддержать и… как сказать? Мы считаем, что вы – самые смелые люди в нашей стране», – запинается румяный юноша. «Замечательно. Пришел – молодец!» – улыбается один из водителей. Пожав студенту руку, продолжает: «Показывали тут одного типа, он такой стоит, в небо смотрит и говорит: мы тут подсчитали, хлеб не подорожает! По Москве же большими машинами хлеб не возят, а возят «Газелями»! «Газель» же не будет этот налог платить. Значит, всё, хлеб не подорожает. А я сижу и думаю: что, в Москве где-то на деревьях булки растут? Их с деревьев снимают, в «Газель» ложат и везут?» Мужчины дружно гогочут: «Да ты сначала из Краснодара довези зерно!» – «Начнем с того, что ты в Краснодар соляру довези!»

К компании подходят двое субтильных юношей: выбритые виски, обесцвеченные волосы, серьги в ушах, модные пальто. «Мы буквально сегодня узнали, что вам нужна помощь. Если не трудно, введите нас, пожалуйста, в курс дела». Дальнобойщики смотрят на ребят настороженно: «Это вы к координатору, к координатору обращайтесь». Когда парни уходят, один из водителей вздыхает: «Помощь… Нам народ нужен. Было бы тут хотя бы человек триста–пятьсот, собрались бы, пошли в Останкино».

Свою малочисленность дальнобойщики объясняют тем, что фуры не пускают на парковку. «Вчера приезжал депутат, и две фуры проехали чисто с депутатом. Остальные ничего не смогли сделать», – говорит дальнобойщик Сергей Кафырин из Тверской области. «Дык если депутата при себе иметь, в рай сразу въедешь! Я считаю, депутаты должны быть у каждого жителя страны», «Вот я думаю: надо приехать домой, баллотироваться в депутаты и так и ездить депутатом. Не было ж у нас еще дальнобойщиков-депутатов? Значит, я первым буду».

Интересуюсь, сколько фур не пускают на стоянку. «В округе сейчас очень много фур, около тысячи, если так посчитать. У нас рация целый день орет: как проехать, как проехать? Мы им говорим: вы, ребята, где-нибудь рассоситесь. А то сначала «Мега» разрешила нам 50 машин поставить, а потом скомандовала нам уплотниться. А то, говорят, мы вызываем полицию и будем вас отсюда выгонять. Если был бы тут какой-нибудь депутат, который ночевал здесь с нами и видел всю эту ситуацию…»

При съезде на шоссе припаркованы два автозака; как минимум одна полицейская легковушка стоит на втором ярусе развязки, который, должно быть, служит хорошим наблюдательным пунктом. В какой-то момент двое стражей порядка спускаются к протестующим и собирают вокруг себя толпу. Говорят в основном дальнобойщики, полицейские внимательно слушают: «…Они эти приборы уже все поснимали и засунули себе под сидения. Человек в Питере кладет деньги, едет до Москвы – 19 тысяч снимают. Ему говорят: «Извините, был сбой программы». Ну, хорошо, сбой программы, но верните деньги. Ему отвечают: «В суд обращайтесь». А в договоре написано: деньги перестают быть предметом спора после их списания со счета. Это как вообще? Нормально?»

Полицейский недослушивает. «Диктофон убери!» – командует он корреспонденту «НИ». «Уберите, пожалуйста», – поправляю я стража порядка. Полицейский сердится и повторяет свою просьбу, повысив голос. Меня отводит в сторону женщина: «Понимаете, здесь все очень хрупко. Ребята очень пытаются удержаться здесь, чтобы не разогнали. Не надо лезть на рожон».

«Да они так и ходят вокруг нас. Чем интересуются? Да тем же, чем и вы. «Чо стоите?» – спрашивают. Но пока не гоняют. Наверное, повод ищут», – объясняет один из дальнобойщиков. «Да не уйдем мы никуда. «Дом-3» тут устроим», – добавляет другой. – Как у Высоцкого: «Разойтись я сразу согласился. Разошелся, то есть расходился».

Дальнобойщикам помогают несколько активистов, которые представляются «НИ» «обычными московскими обывателями»; они подвозят им топливо и воду. Как и протестующие, они стесняются представляться. «У меня плохая репутация. Все мои коллеги думают, что я «пятая колонна», – говорит «НИ» одна из женщин. «Я тут, можно сказать, нелегально. Это моя личная инициатива, мой благоверный не поймет», – вторит еще одна. Дамы обсуждают капремонт, платные парковки, реорганизацию школ и поликлиник… Беседу прерывает вопрос одного из активистов, юноши в очках: «Это не «Центр Э» там ходит в оранжевой куртке? – присматривается он. – А то меня такие в лес вывозили».

Начинается дождь, но никто не расходится по машинам. Один из водителей спешно убирает еду с капота легковушки, крича коллеге: «Миш, давай ты сюда подъедешь задом, ворота откроешь, мы туда продукты сложим, чтобы от дождя». «Ничего, если мы вас сфотографируем?» – интересуются субтильные юноши у водителя, раскладывающего продукты в кузов подъехавшего грузовика. «Не просто ничего, а выкладывайте обязательно в свои фейсбуки! Только укажите, пожалуйста, что мы не митингуем, не пикетируем ничего, а пытаемся выйти на диалог!»

Пока дальнобойщики греются чаем, я слушаю обрывки их разговоров. «Меня доктор обследовал и как-то спросил: Николай Анатольич, а сколько вы ночей в жизни своей спали? Спрашиваю, а как вы догадались? Он и говорит: Николай Анатольич, еще полгода такой жизни – и вас уже не будет». – «Кент Валерка Ишмаев мне говорил: самая лучшая колыбельная – когда работает «Термо Кинг». Когда он глохнет, я сразу просыпаюсь».

Когда чай заканчивается, на стоянке появляется коренастый мужчина с двумя сыновьями лет 5–6 и двумя термосами, каждый размером с сына. Он дает одному из водителей свою видеокамеру и просит снять, как дети подбегают с термосами к кузову с едой, а дальнобойщики радушно встречают их. Получается с первого дубля. Отец мальчиков остается доволен видеозаписью: «В общем, если честно, видно, что нас фиг победишь», – комментирует он.

"