Posted 6 ноября 2014,, 21:00

Published 6 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:12

Updated 8 марта, 04:12

То взлет, то «посадка»

То взлет, то «посадка»

6 ноября 2014, 21:00
В субботу Федеральный профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД) проведет митинг в поддержку арестованных сотрудников аэропорта «Внуково», которым предъявлено обвинение по делу о крушении самолета главы французской нефтяной корпорации Total Кристофа де Маржери. Активисты убеждены, что диспетчеры добросовестно выполняли свои обяза

Митинг авиадиспетчеров пройдет в поселке Внуково. Основной лозунг акции – «Свободу невиновным!». Напомним, авиадиспетчеры Роман Дунаев, Александр Круглов и Светлана Кривсун арестованы по делу об авиакатастрофе, произошедшей в ночь с 20 на 21 октября 2014 года в аэропорту «Внуково». Тогда частный самолет Falcon 50EX главы корпорации Total Кристофа де Маржери при разгоне зацепил крылом выехавшую на взлетно-посадочную полосу снегоуборочную машину и разбился.

В профсоюзе убеждены, что диспетчеры работали добросовестно, а причиной происшествия могло стать плохое техническое оснащение служб управления воздушным движением и рулением. Уже известно, что один из локаторов во «Внуково» работал с серьезными сбоями и не всегда показывал адекватную картину происходящего на полосе, рассказал «НИ» президент ФПАД Сергей Ковалев.

«Когда-то руководство решило просто сэкономить на этом устройстве, недооценив его важность», – отметил собеседник «НИ». Однако даже в этих условиях диспетчеры успешно справлялись со своей задачей, убежден г-н Ковалев. «Любое транспортное средство, которое намеревается занять полосу, получает разрешение у диспетчера. В том числе снегоуборщики. Никаких запросов от клининговых служб не поступало, а значит диспетчеры были уверены, что полоса свободна», – отметил он.

Водителю снегоуборочной машины Владимиру Мартыненко, который выехал на полосу без разрешения, в конце октября было предъявлено обвинение по ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Также обвинение по той же статье предъявлено Владимиру Леденеву – непосредственному начальнику Мартыненко. Следствие ранее заявило, что Мартыненко был пьян, однако экспертиза пока этого не подтвердила.

«В момент трагедии мой подзащитный работал почти без отдыха шесть часов подряд и жаловался на усталость», – рассказал «НИ» адвокат Мартыненко Александр Сергеев, добавив, что в ночь трагедии были очень неблагоприятные погодные условия.

«В распоряжении наших сотрудников имеется комната отдыха, а также предоставляется бесплатное питание», – заявили «НИ» в аэропорту «Внуково».

Условия труда сотрудников технических служб аэропорта можно назвать тяжелыми, а порой – просто невыносимыми, рассказала «НИ» бывший инспектор Службы авиационной безопасности «Внуково», которая представилась Анной. Так, на прием пищи техническим сотрудникам отводится 30–40 минут, при этом столовая находится за два километра – люди просто не успевают поесть, преодолев это расстояние. А помещение для отдыха представляет собой маленькую комнату с двумя скамьями, небольшим столом, холодильником и микроволновкой. Часто она не вмещает в себя всех желающих, поэтому многим приходится ждать за дверью своей очереди отдохнуть.

Хотя значительная часть аэропортов в России принадлежит государству и финансируется из федерального бюджета, госфинансирование на поддержание их эксплуатационной готовности практически отсутствует, рассказал «НИ» директор ассоциации «Аэропорты России» Виктор Горбачев. Основная причина бедности многих аэропортов, по его словам, в недостаточном объеме инвестиций, направляемых на поддержание и развитие.

Логично, что в региональных аэропортах дела обстоят еще хуже. Как рассказал «НИ» бывший сотрудник службы авиационной безопасности новосибирского аэропорта «Толмачево» Дмитрий Морозов, зарплата большинства сотрудников технических служб аэропорта до сих пор составляет около 15 тыс. рублей (средняя зарплата по области – 30 тысяч). При этом сотрудники аэровокзала почти не имеют возможности нормально отдохнуть: комфортабельные комнаты отдыха с душем и сауной существуют, но никого из работников туда не пускают. А приходящим из разных ведомств комиссиям их представляют как реально действующие. Фактически же работники технических служб отдыхают где придется – например, в зале ожидания для пассажиров. А с некоторых пор работники не получают льготных путевок на отдых для детей, которые были предусмотрены коллективным договором с работодателем, пока тот в одностороннем порядке его не расторг.

Кроме того, в аэропорту серьезные проблемы с техническим оснащением. Сейчас в распоряжении наземных служб всего четыре плужно-щеточных снегоочистителя для взлетно-посадочной полосы, а машины для очистки перрона, по словам сотрудников, «отжили свой век и постоянно в ремонте».

На сайте «Толмачево» же сказано, что в 2014 году выделено более миллиарда рублей на развитие аэропортовой инфраструктуры. 400 млн. рублей пойдет на обновление парка специальной техники, модернизацию аэровокзального комплекса и служебных помещений. «Политика по модернизации новосибирского аэропорта будет продолжена и в последующем», – оптимистично заявляют в руководстве.

Условия работы сотрудников авиакомпаний, в том числе авиатехников, и условия труда сотрудников служб аэропорта серьезно отличаются друг от друга. В первом случае это работники частных организаций с солидным оборотом, поэтому условия труда и отдыха у них значительно лучше. «Большинство крупных российских аэропортов сейчас находятся в стадии полного перехода в частные руки», – отметил в разговоре с «НИ» вице-президент Профсоюза летного состава России Олег Приходько. Однако, по его словам, это может привести и к ухудшению условий и оплаты труда работников: «Бизнес заинтересован лишь в получении прибыли, но никак не улучшении жизни работников».

Уровень зарплат сотрудников аэропортов, их условия труда и отдыха никто не контролирует, отметил в разговоре с «НИ» гендиректор Ассоциации аэропортов гражданской авиации России и стран СНГ Виктор Горбачев. «Ространснадзор качественно выполняет свою работу, только вся проблема в том, что контролирует он выполнение законодательных и нормативно-правовых документов: соблюдение технологий, наличие у техники необходимых сертификатов, а у работников – дипломов и разрешений. Что касается условий труда и отдыха работников – это просто не входит в зону их компетенции», – отмечает г-н Горбачев. По его словам, пока, кроме профсоюзов, отстаивать права сотрудников аэропортов и перевозчиков некому. При таком положении вещей о правах пассажиров думают, видимо, еще меньше...

В аэропортах Германии бастуют строго по расписанию

Сотрудники различных наземных служб немецких аэропортов, а также пилоты Lufthansa и ее дочерних авиакомпаний регулярно проводят забастовки. Только с апреля 2014 года немецкие летчики провели восемь забастовок.
Предмет нынешнего противостояния крупнейшей авиакомпании ФРГ и ее летного состава – пенсионный возраст: руководство Lufthansa собирается разрешать пилотам выходить на заслуженный отдых не в 55 лет, как сейчас, а несколько позже. Профсоюз же летчиков Cockpit пытается этого не допустить. Только за время последней на данный момент забастовки, которая состоялась в двадцатых числах октября, авиакомпания вынуждена была отменить 1450 рейсов и нарушить планы 200 тысяч пассажиров.
Авиадиспетчеры участвуют в забастовках реже, но тоже регулярно. Иногда, чтобы минимизировать потери, крупные аэропорты нанимают временных диспетчеров, которые проходят ускоренный курс обучения и частично заменяют бастующих. В ответ на такие меры профсоюз работников управления воздушным движением (GdF), как правило, ужесточает требования. Последние в большинстве случаев связаны с повышением зарплаты.
А вот о непомерных или о неоплачиваемых переработках речь не идет практически никогда: регламент здесь соблюдается строго. Корреспондент «НИ» восемь лет проработала в службе безопасности мюнхенского аэропорта и не раз наблюдала, как экипаж задержанной, но готовой к взлету машины вдруг в полном составе покидает борт – в случае вылета после задержки рейса количество рабочих часов превысило бы допустимый максимум.
Но в то же время наземные службы, пользуясь нечеткими формулировками трудового законодательства, зачастую допускают некоторые манипуляции в подсчете отработанных часов. Так, обычно в интервале между 14.00 и 17.00 часами отправлений рейсов в мюнхенском аэропорту практически нет. Но это «окно» сотрудникам, проверяющим паспорта и визы перед полетом, работодатель не оплачивает. Таким образом, три часа они проводят в аэропорту впустую.
За своих подопечных, по идее, мог бы вступиться местный профсоюз Betriebsrat, однако он считается «карманным», выполняющим чисто декоративные функции: к тому, что на нарушения прав работников там закрывают глаза, уже все привыкли. Профсоюз VER.DI – более солидный, до таких «мелочей» не опускается. Его стезя – забастовки и демонстрации, широко освещаемые в средствах массовой информации, которые «весомо, грубо, зримо» доказывают действенность профсоюзов.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"