Posted 6 ноября 2012, 20:00

Published 6 ноября 2012, 20:00

Modified 8 марта, 05:25

Updated 8 марта, 05:25

Культура «Жигулей»

6 ноября 2012, 20:00
Культура «Жигулей»

На вопрос «Можно ли ездить на продукции ВАЗа?» знающие люди вам ответят утвердительно, но с оговоркой – если вы кое-что в машине доделаете. На форумах автовладельцев по каждой модели «Жигулей» есть даже списки того, что нужно сразу после покупки заменить, подкрутить, смазать или обработать антикорром. То есть пользоваться изделием можно, но сначала надо приложить к нему руки.

Такое же правило действует по отношению к большей части того, что производит российская экономика. Вначале доделай, и только потом сможешь пользоваться. Например, недавно я купил книжную полку. Собрал ее, и выяснилось, что книги на эту полку класть нельзя, так как она их не выдержит. Пустая еще висеть может, а с книгами – уже нет. Пришлось полку разбирать, укреплять все соединения и только после этого вешать на стену.

Большинство россиян способны производить только «Жигули», в какой бы сфере они ни работали. У нас обычное дело, когда после стрижки у «профессионального» парикмахера волосы подравнивает кто-то из домашних. Или когда купленную одежду надо вначале дошить, а только потом можно будет надевать. И даже если при магазине действует ателье, в котором вещи перешивают под фигуру покупателя, дома потом все равно придется еще шить самому. Так было со мной, когда я покупал костюм в магазине при известной московской фабрике, которая, к слову, специализируется именно на пошиве мужских костюмов.

Производимое на Западе можно, напротив, сравнить с Ipad. Если вы купили его, вам не нужно первым делом брать отвертку и паяльник и что-то ремонтировать. Вы можете сразу им пользоваться, не задумываясь о том, как Ipad устроен. Подобное у них проявляется практически во всех сферах. Например, когда я в Америке зашел в магазин купить рубашку, продавщица посмотрела на меня и сразу же указала мой размер и ту рубашку, которая мне идет. Больше мерить ничего не надо и перешивать купленную рубашку тоже не понадобилось. Это вам не московская фабрика, которая специализируется на пошиве мужских костюмов!

Ошибкой было бы считать, что низкое качество российских товаров – это следствие низких зарплат. Даже если нашему человеку заплатить много, он все равно сделает все те же «Жигули». Я нанимал мастера заменить дверь в ванную, и почасовой заработок у этого мастера был на вполне западном уровне. Но магнитную защелку мастер установил так, что она срабатывала через раз. В результате мне пришлось разбирать замок и уменьшать расстояние между язычком и магнитом с помощью подкладки-картонки.

Недоделанность нельзя списать и на отсутствие любви к своему делу. Я занимался в секции, которую вел тренер-фанат одного из направлений единоборств. Но приемы, которые он объяснял, я понял уже потом, когда в Интернете посмотрел мастер-классы других, зарубежных тренеров. А мой тренер исправить ошибки учеников не мог. То есть он тоже, по сути, производил «Жигули», нуждающиеся в доделке.

Анекдот про японцев, которым в России понравились дети, а все, сделанное руками, не понравилось – это горькая правда. И поэтому России нечего делать в ВТО. Привередливый западный потребитель, не привыкший выполнять чужую работу, от нашей продукции будет только чертыхаться. В бедных же странах достаточно своих «Жигулей», причем по цене, которая более им соответствует.

Впрочем, «Жигули» в широком смысле слова – это не самое худшее, что выпускается в мире. Самое ущербное – это недовещи, производимые обычно в Китае, хотя и не только там. Продукция, которой нельзя пользоваться и которую нельзя отремонтировать. Например, во многих московских салонах оптики продаются китайские поляризационные компьютерные очки, которые пропускают неправильный спектр света. А крупный столичный сетевой спортивный супермаркет буквально специализируется на продаже недовещей. Это и очки для бассейна, которые из-за неправильной формы пропускают воду, и боксерские бинты с не той эластичностью и поэтому неподходящие для занятий боксом, и футбольные мячи, непригодные для игры в футбол, и велокомпьютеры, неверно показывающие скорость и расстояние.

Недовещи часто маскируются под настоящие вещи, как изделия китайского автопрома – под автомобили ведущих мировых брендов. Мой знакомый купил китайскую машину и обнаружил, что в коробке скоростей неверно выставлены передаточные числа, и вторая передача, которая должна быть разгонной, не разгоняет. А когда наступила зима, ездить на «китайце» и вовсе стало невозможно из-за замерзших окон: такие на этой машине стекла и такая система отопления. Дефекты «Жигулей» с их стуками, скрипами и подтеканиями по сравнению с этим несущественны.

Автор – редактор отдела «Общество»

Подпишитесь