Posted 6 ноября 2008,, 21:00

Published 6 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:55

Updated 8 марта, 07:55

Ушастый рейс

Ушастый рейс

6 ноября 2008, 21:00
Снижение зарплат и массовые увольнения никак не повлияют на запланированное со следующего года повышение платы за проезд на общественном транспорте. Однако вместо ожидаемой прибыли транспортники, по прогнозам экспертов, могут столкнуться с крупными потерями из-за резкого роста числа безбилетников. Так, помимо традицион

Одни – из экономии в связи с сокращением доходов, другие – в знак протеста против жадности монополистов-перевозчиков. Не в пользу транспортников и тот факт, что Госдума готовит закон, по которому безбилетного пассажира нельзя будет оштрафовать, а можно будет только с ним судиться.

Буквально на днях скандально известное движение «Авангард красной молодежи» (АКМ) призвало россиян отказаться от покупки билетов на общественный транспорт. «Если власти не вводят мораторий на повышение тарифов, то граждане должны сами ввести мораторий на оплату проезда», – объясняет «НИ» лидер АКМ Сергей Удальцов. По мнению экспертов, на призыв радикальной молодежи откликнутся многие. «Топливо во всем мире дешевеет, а проезд только дорожает. Люди обижаются и начинают реагировать», – комментирует «НИ» настроения общества экономист Михаил Делягин. Действительно, в Интернете уже появляются сайты, на которых безбилетники делятся опытом войны с турникетами и контролерами. Например, в разделе «Рабочие инструменты» разъясняется, как можно проделать дыру в заборе для бесплатного прохода на железнодорожную платформу. Выбор большой – от ножовки до домкрата, который создатели сайта называют «бесшумным и быстрым орудием борцов за права народа».



Как лох с билетом

Сколько россиян ездят «зайцами», не знают даже сами транспортники. В РЖД и «Мосгортрансе» дают лишь официальную статистику выписанных штрафов за минувший год – 120 млн. на пригородных поездах страны и 300 тыс. – на московском наземном транспорте. По билетам, в свою очередь, проехали на электричках 1,3 млрд. пассажиров, на столичных автобусах, троллейбусах и трамваях – 4,2 млрд. То есть доля пойманных «зайцев» составляет 9% на железной дороге и менее 1% у московских транспортников. В «Мосгортрансе» репортерам «НИ» сообщили, что после установки турникетов продажи билетов выросли в 1,8 раза. Представители РЖД, со своей стороны, утверждают, что после появления турникетов на станции выручка там возрастает в три-четыре раза.

Однако по наблюдениям наших корреспондентов даже при наличии турникетов за проезд платят далеко не все. В московских автобусах и трамваях в дневное время «зайцами» ездят примерно 5% пассажиров, в часы-пик – до 15%. Безбилетники проходят вдвоем по одному билету, пролезают под турникетом либо вовсе заходят через заднюю дверь, которая предназначена для выхода. Контролеров же нам не удалось встретить ни разу. А вот в электричках контролеры бывают. Там с их появлением обычно встает и начинает двигаться в другой конец состава от половины до двух третей вагона.

«Зачем платить, когда можно доехать так?» – поясняет «НИ» Денис, студент медицинского факультета одного из столичных вузов. Парень каждый день ездит в Москву на электричке из Твери и при появлении контролеров выходит в тамбур, чтобы на ближайшей остановке перебежать в тот вагон, где контролеры уже побывали. «Бегать меня научили друзья, когда я был еще на первом курсе. Тогда я покупал билеты, но мне сказали, что это неправильно», – рассказывает Денис. «Если покупаешь билет и сидишь, когда проходят контролеры, то выбиваешься из общей массы. Все бегут, а ты чувствуешь себя лохом», – говорит «НИ» Ольга, представившаяся «зайцем со стажем». По ее словам, покупать билет на электричку имеет смысл, только когда собираешься поспать в дороге.

Сегодня штраф за безбилетный проезд составляет всего 100 рублей. Поэтому не случайно в последнее время появились «ленивые зайцы», которые не убегают от контролеров, а откупаются от них 20–30 рублями. В прибыли оказываются все. «Заяц» экономит на проезде, так как билеты проверяют далеко не каждый день. Для контролеров же поборы с «зайцев» служат дополнительным источником дохода, так как с официально выписанных штрафов проверяющие не получают ничего. Как сообщили «НИ» в «Мосгортрансе», все «штрафные» деньги уходят в бюджет, и контролер может рассчитывать только на премию в размере 40% от оклада, если бригада выполнит план по ловле безбилетников.



За себя и за того «зайца»

Формально езда без билета является разновидностью воровства. Потери от безбилетных пассажиров ежегодно исчисляются десятками миллиардов рублей. Транспортники утверждают, что «зайцы» обворовывают тех, кто платит за билеты, а также самих себя. «Недополученные деньги мы не сможем вложить в развитие безопасности транспорта, не сможем купить новые машины, и народ будет вынужден ездить на старых автобусах и трамваях», – говорит «НИ» пресс-секретарь «Мосгортранса» Ольга Терно.

Однако в общественном сознании проехать «зайцем» не считается чем-то предосудительным. «Безбилетник ворует у такой абстрактной величины, как государство, а не у конкретного физического лица, которым может стать любой из граждан», – поясняет «НИ» психолог Анна Венедиктова. По ее словам, во всех странах существует недовольство по поводу низких зарплат и пенсий, а также высоких налогов. В результате «у человека возникает убеждение, что, проехав без билета, он не делает ничего плохого, а просто недоплачивает какие-то копейки государству, у которого денег и так много». Некоторые и вовсе считают, что «не оплачивая проезд, гражданин лишь забирает положенные ему от власти деньги». Психолог Венедиктова утверждает, что некоторые «зайцы» даже испытывают удовольствие от того, что им удалось хоть как-то «наказать» государство.

Такое поведение становится еще более объяснимым в условиях финансового кризиса. В то время, как зарплаты во многих отраслях снижаются на 10–50%, а часть граждан и вовсе оказывается без работы и перспектив трудоустройства в ближайшие месяцы, стоимость проезда на общественном транспорте продолжает расти. Например, в Москве со следующего года поездка станет дороже на 2 рубля, или более чем на 10%. «Когда проезд стоил три-пять копеек, это было всем по карману, и не заплатить было стыдно. А сейчас проехать «зайцем» – дело чести, доблести и геройства. Люди считают, что платят 20 рублей грабителям», – рассуждает экономист Делягин. По его словам, ссылки транспортников на растущие расходы и заботу о безопасности граждан – не более чем отговорки: «Они говорят, что им не хватает денег, но монополистам-то всегда не хватает».

В обоснованности грядущего повышения тарифов попытались разобраться «НИ». В «Мосгортрансе» нам сообщили, что тарифы им назначает Региональная энергетическая комиссия (РЭК). В РЭК, в свою очередь, сказали «НИ», что они только проверяют и утверждают те сметы, которые им присылает «Мосгортранс». При этом оба ведомства не смогли назвать себестоимость поездки по городу, предположив лишь, что действующий тариф «скорее, не полностью покрывает стоимость поездки, чем слишком велик». Помимо расчетов за «зайцев», добросовестным пассажирам приходится платить и за льготников, которых, по официальной статистике, 41% от общего числа пользователей московским общественным транспортом.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Социологи уже прогнозируют изменение социальной структуры «заячьей» массы. Руководитель аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов рассказал «НИ», что еще недавно подавляющее большинство безбилетников составляли старшеклассники и студенты первых курсов, а также пенсионеры, которые «привыкли ездить бесплатно еще до монетизации льгот». Теперь же ряды «зайцев» пополнит работающая молодежь. С одной стороны, у этих граждан есть «силы и здоровье бегать от контролеров», с другой – именно по ним кризис ударит сильнее всего. «В последнее время молодые специалисты в Москве привыкли получать по несколько тысяч долларов в месяц. И если начнется активное сокращение штатов, уволенным придется оптимизировать свои расходы», – предсказывает социолог Бызов.

Представители перевозчиков, напротив, убеждены, что росту числа «зайцев» помешают турникеты. Однако безбилетники уже сейчас через Интернет дают друг другу советы, как обмануть электронику. «Зайцы» даже научились выводить турникеты из строя, открывая дорогу на платформу или в метро всем желающим.



Подарок безбилетнику

Если не пустить «зайца» в транспорт при помощи турникетов можно, то оштрафовать уже проникшего в автобус или электричку безбилетного пассажира скоро будет нельзя. По нашим сведениям, сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект, полностью отменяющий статью о штрафах за безбилетный проезд в Кодексе об административных правонарушениях. В пояснительной записке говорится, что перевозками в настоящее время занимаются частные компании. Поэтому отношения между перевозчиком и пассажиром «находятся в рамках гражданско-правового регулирования и не требуют административного вмешательства».

На практике это означает, что с принятием этого закона у контролера при обнаружении безбилетного пассажира останутся три варианта действий: как-то заставить его купить билет, высадить из транспорта или же подать на «зайца» в суд. «Перевозчик не будет разбираться с пассажиром в суде», – прогнозирует «НИ» последствия принятия поправки член думского комитета по конституционному законодательству Вадим Соловьев. По его мнению, суды в этом случае окажутся парализованными, и «система будет нереальной и недееспособной». Адвокат Василиса Маскаева подтвердила «НИ», что отмена статьи о штрафах облегчит жизнь безбилетникам: «Если при административном правонарушении вы должны подчиниться требованиям закона и выплатить утвержденную сумму, то при гражданско-правовых отношениях наказание может назначить только суд. К тому же бороться с частной структурой гражданину всегда проще, чем с государством».

КАК ПРЕОДОЛЕВАЮТ ТУРНИКЕТЫ В МЕТРО

«Паровоз». Выбирается «жертва», «заяц» следует за ней до турникета вплотную, на расстоянии не более 20 см, и так проходит препятствие.
«Быстрый шаг». Безбилетник просто идет «на скорости» прямо, прикрывшись руками, чтобы турникет не слишком больно ударил его.
«Прыжок». «Заяц» подходит к турникету, кладет на него руки, отталкивается ногами и приземляется на противоположную сторону.
«Прыжок через козла». Турникет перепрыгивают с разбега, если на пути к нему нет других пассажиров.
«Сапер». «Заяц» просто пролезает под турникетом.
«Хулиган». «Заяц» подходит к контролеру в будке и требует пропустить его без билета.
«Наглец». Безбилетник подходит к контролеру в будке, сам отодвигает заграждение и проходит дальше.
«Вход через выход». «Заяц» заходит в метро не там, где заходят, а там, где выходят.
«Обход с фланга». Пролезание в щель между турникетом и стенкой.
«Король змей». Нечто среднее между «Быстрым шагом» и «Прыжком». «Заяц» не только преодолевает турникет, но и демонстрирует окружающим хорошую физическую форму.
(Рейтинг составлен по рассказам московских «зайцев»)


НА УКРАИНЕ ИЗ «ЗАЙЦЕВ» ДЕЛАЮТ УБИЙЦ

«Измена Родине начинается с неоплаченного проезда». Так начинается листовка, которую раздают в львовских трамваях и троллейбусах. В листовке рассказывается, что Богдан Сташинский, который впервые попал в милицию за безбилетный проезд, затем был завербован КГБ и стал убийцей лидера украинских националистов Степана Бандеры. Пугать «зайцев» тем, что они превратятся в убийц, придумали в «Львивелектротрансе», руководство которого рассчитывает таким способом увеличить сборы за проезд. При помощи штрафов сделать это не получается – за безбилетный проезд на Украине с «зайца» взыскивают лишь 10 гривен (около 50 рублей). В Киеве придумали другой способ. Там контролерам выдают удостоверения дружинников, позволяющие приводить «зайцев» в милицию, где безбилетникам «шьют хулиганство» и штрафуют уже на 50 гривен. Яна СЕРГЕЕВА


ШВЕДСКИЕ БЕЗБИЛЕТНИКИ СТРАХУЮТСЯ ОТ ШТРАФОВ

В Швеции месячный проездной стоит около 70 евро, разовые талончики на проезд в один конец, действующие в течение часа, обходятся в три евро. «Неоправданно дорого!» – возмущаются десятки тысяч шведов, предпочитая путешествовать «зайцами». Многие из них считают себя политическими борцами, добивающимися бесплатного проезда на общественном транспорте как важного этапа на пути к социальному равноправию. Несколько лет назад шведские «зайцы» объединились в организацию Planka (жаргонное обозначение для перепрыгивания через турникеты на станциях метро и пригородных электричек). На сайте «заячьего» объединения помещены советы о том, как обмануть водителей и контролеров. Planka предлагает «зайцам» вступать в коллективную страховую кассу. Ежемесячный платеж составляет 10 евро, но зато штраф за безбилетного пассажира заплатит организация. Алексей СМИРНОВ

"