Рус
Eng
На растерзание вандалам: Музей Талькова закрыт, а памятника в Москве так и нет

На растерзание вандалам: Музей Талькова закрыт, а памятника в Москве так и нет

7 октября , 16:13ОбществоPhoto: Фото А. Белянчева, В. Сидорова
Вчера, 6 октября, исполнилось 29 лет со дня гибели Игоря Талькова. Он был героем своего времени, его помнят и любят до сих пор. Да, по ТВ голос Талькова сейчас не услышишь, по радио он звучит крайне редко, но достаточно зайти в ютьюб, чтобы увидеть многомиллионные просмотры к записям с выступлений артиста.

Его песни в наши дни обрели новую глубину, дополнительные смыслы, его интервью, хочется пересматривать. Однако, если поинтересоваться, выяснится, что музей Игоря Талькова был, фактически, выброшен на улицу, а памятника Талькову в столице как не было, так и нет.

Мария Дубинская

Тальков был застрелен 6 октября 1991 года из пистолета во время потасовки, возникшей на почве конфликта из-за очерёдности выступлений, за кулисами дворца спорта «Юбилейный», в Санкт-Петербурге. За последующие годы трагедия обросла слухами и гипотезами, превратившись в одно из самых громких преступлений в новейшей истории России.

Окончательного ответа на вопрос, кто именно сделал роковой выстрел – Валерий Шляфман (после 1991 года - Высоцкий), концертный директор Талькова, или кикбоксёр Игорь Малахов (умер в 2016 году), возлюбленный певицы Азизы, которого в прессе тех лет часто называли её телохранителем, - нет. Многочисленные свидетельства очевидцев противоречат друг другу. В ноябре 2018 года Управление Следственного комитета по Санкт-Петербургу возобновило расследование, но точка всё ещё не поставлена, преступление считается нераскрытым.

"Листая старую тетрадь Расстрелянного генерала, Я тщетно силился понять, Как ты смогла себя отдать На растерзание вандалам..." Эти строки из песни Талькова "Россия" многим врезались в память навсегда.
Photo:aif.ru

«Отца не вернуть. Кто его убил, вернее, чьими конкретно руками, если честно, для меня не столь важно, непосредственно исполнитель меня никогда не интересовал. Но моё мнение – за этим стоят спецслужбы, кукловоды, которые прекрасно умеют манипулировать другими людьми и создавать необходимые обстоятельства и эмоциональный фон для того, чтобы пешки ходили именно так, как запланировано. Вспомним: отца никуда не пускали, ему просто не давали ходу, а потом вдруг - «Песня года» и так далее.

Был звонок из КГБ, с приглашением выступить. Можно сказать, семья уже с ним начала прощаться, поскольку с Лубянки, как известно, не все возвращались, но отец сказал, бегать я, что ли, от них всю жизнь буду, и поехал. Спел все свои социальные песни. Приняли его на ура, фурор, буря оваций. В итоге ему «залитовали» всю программу и, что называется, благословили и отпустили восвояси.

Почему так произошло? Я думаю, потому что, у тех, кто находится в тени, планы были долгосрочные, они ведь играют в долгую. Это у нас планы на недели, месяцы, а у них, условно говоря, на столетия. Так что они уже знали, когда они будут уничтожать нашу страну, наш народ. И пока они над всем этим трудились, отец им был выгоден и нужен, чтобы подготавливать сознание советских людей к развалу, он был яркой харизматичной личностью, к которой прислушивались. А когда они СССР наконец разрушили, он этому порадовался, но совсем недолго. Сменились аббревиатуры и флаги, а суть-то осталась прежней и отец это быстро понял.

Он написал песню «Господин президент», где прямо в лоб спросил: «Почему преступник Горбачёв от вас по левое плечо?». И, таким образом, я считаю, подписал себе смертный приговор. Просто он чётко дал понять, что молчать не станет, не в его характере. Он бы продолжил в своих песнях ещё более подробно и конкретно препарировать действия власти и, тем самым, препятствовал бы дальнейшему разграблению страны.

То есть я не представляю, чтобы такой человек, как мой отец, мог бы при таком раскладе остаться в живых, недаром он пел: «Они уходят, выполнив задание, их отзывают высшие миры…». Он свою миссию выполнил. Он оставил себя в памяти множества людей, оставил своё большое творческое наследие, свои размышления, и ушёл. Ну, и меня оставил, чтобы я «разгребал» дальше…», - рассказал в беседе с «Новыми Известиями» Игорь Тальков-младший, автор-исполнитель, основатель музыкального проекта «МирИМир».

Игорь-Тальков-младший - тоже музыкант и исполнитель, хорошо известный в андерграунде. Заняв пустующую нишу социально-духовной направленности, он основал свой музыкальный проект "МирИМир" и ездит с концертами по всей России.
Photo:Дмитрий Дубинский

Музей выселили, а открыть заново не дают

Между тем в феврале прошлого года был закрыт музей Игоря Талькова, более 15 лет располагавшийся в Черниговском переулке, на территории фонда Славянской письменности и культуры.

Любимая гитара, рукописи стихов и даже одежда, в которой музыкант был в день своей гибели – всё это, фактически, вышвырнули на улицу.

Причина банальна: фонд Славянской письменности и культуры задолжал за услуги ЖКХ и его по решению суда опечатали, а Музей Талькова попросили покинуть помещение.

«Речь шла о какой-то, в общем-то, смехотворной сумме. Эти деньги легко было бы найти, если бы на то была воля соответствующих инстанций и если бы в нашей стране поддерживалась русская культура», - отметил Игорь Тальков-младший.

Увы, ни одно официальное учреждение желания принять участие в судьбе музея не изъявило. На помощь сыну Талькова пришёл Владимир Алексеевич Сидоров, директор гимназии «Эллада», в которой Игорь в своё время учился.

Учебное заведение с радостью откликнулось и поддержало музей в сложную минуту. «Новые Известия» поинтересовались у Владимира Алексеевича, в каком состоянии сейчас находятся экспонаты.

«Можно сказать, в плачевном. Не в том смысле, что с ними что-то не в порядке, нет – всё в целости и сохранности, просто с тех пор, как эти вещи к нам привезли, в коробках, так по сей день они нераспакованными и стоят.

Мы хотели открыть Музей Игоря Талькова прямо в нашей школе. Очень многие с воодушевлением отнеслись к этой идее - и педагоги, и учащиеся, и большое количество поклонников творчества певца. Сформировалась инициативная группа, был разработан замечательный, я бы даже сказал, потрясающий музейный проект. Мы подобрали очень интересное помещение. Всё здесь со смыслом, всё продумано до нюансов, всё в этой концепции соответствует духу Талькова. Однако, дело не двигается.

Как бы мы ни старались, никак не можем согласовать всё с нужными инстанциями. Понятно, что есть соответствующие требования к помещению на территории школы, но то, с чем мы столкнулись… Знаете, вот, например, только одна порошковая система пожаротушения стоит 5 миллионов рублей, я уже не говорю о множестве каких-то придирок, объяснить которые просто невозможно. Всё это странно и грустно…», - поделился с «Новыми Известиями» Владимир Алексеевич и прислал фотографии.

Photo:Владимир Сидоров
Photo:Владимир Сидоров
Вот в таком состоянии сегодня находятся экспонаты из Музея Игоря Талькова. У гимназии "Эллада", готовой открыть музей на своей территории, преодолеть бюрократические преграды пока не получается.

Не менее странной выглядит и ситуация с памятником Талькову в Москве. Разговоры об установке монумента продолжаются уже много лет, но всё на этом уровне так и зависло.

В частности, ещё в 2013 году председатель комиссии по благоустройству Басманного муниципального округа Москвы Евгений Будник предлагал установить монумент на Чистопрудном бульваре, напротив театра «Современник».

«Тальков увековечил Чистые пруды в своём творчестве (в его исполнении стала широко известной композиция Давида Тухманова и Леонида Фадеева «Чистые пруды» — прим. «НИ»), в клипе на эту песню он как раз прогуливается там, где я и предлагаю воздвигнуть этот памятник. Тальков заслужил это. Заслужил своей гражданской позицией, своим творчеством, своими стихами. В каком-то смысле, это, безусловно, один из ярких символов прошлого столетия. Он в своих песнях пел о тех вещах, о которых многие современные молодые люди даже не слышали...», — говорил Будник в интервью «Москва 24».

И тогдашний руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков, и депутаты Мосгордумы, в числе которых были Евгений Герасимов и Владимир Платонов, высказывались о том, что в целом идея замечательная, «но устанавливать памятники в Москве нужно в соответствии с определёнными по закону процедурами». Очевидно, пройти сквозь череду разнообразных рассмотрений и согласований данная инициатива в итоге так и не смогла...

Неужели памятника Талькову в столице так и не будет?

Photo:myslo.ru
Photo:myslo.ru

Первый и пока единственный в России памятник Талькову был установлен в 2017 году в городке Щёкино Тульской области, на малой родине певца и композитора. Автор пятиметрового бронзового монумента - реутовчанин Виталий Казанский.

Тальков очень любил Щёкино и даже посвятил ему песню «Маленький город».

«Все предложенные на конкурс варианты - это Тальков с гитарой, Тальков с микрофоном. Я же пошёл путём совершенно другим. Я понял, что в моей композиции он должен уходить,отдаляться от зрителя. Идея такая: стул с гитарой оставлены позади, Тальков взял плащ и пошёл по ступенькам сцены. А этот "лист" - ассоциация с его жизненным путём, его песнями, стихами, строками. Тальков уходит, но напоследок оглядывается, поворачивается к зрителю и говорит: “Я вернусь”», - рассказывал скульптор Виталий Казанский.

Узнав, что "Новые Известия" готовят материал об Игоре Талькове, известный московский фотограф Алексей Белянчев прислал автору статьи уникальный кадр - один из последних прижизненных портретов исполнителя, сделанный в 1991 году накануне отъезда Талькова в Санкт-Петербург. Как раз сейчас в Московской торгово-промышленной палате проходит фотовыставка Белянчева "Топ-кадры" (куратор Юлия Чернова), где представлен и этот снимок.
Photo:Алексей Белянчев
Фотограф Алексей Белянчев рассказывает о том, при каких обстоятельствах сделал портрет Игоря Талькова.
Video:Николай Каиров; Юлия Чернова

Битва на своём участке фронта

"Большой поэт", "конъюнктурщик, причём довольно пошлый", "расчётливый клоун, нарядившийся в пророка и ставший революционером задним числом", "изумительный артист, безгранично любящий свою Родину"... Эти слова принадлежат разным людям - гитаристу ДДТ Вадиму Курылеву и знаменитому поэту-песеннику Леониду Дербеневу, сказаны они об одном человеке, Игоре Талькове. "Кто бы ни был прав в этом заочном споре, очевидно, что Тальков, вызывавший столь разные эмоции, повлиял на российскую музыкальную сцену. Можно сказать, что даже сегодня влияние Талькова весьма очевидно в самых разных, порой полярных жанрах – от русского рока, до шансона, и патриотической песни", - писали в ТАСС.

Так что можно относиться к личности исполнителя по-разному, но есть факты, которые спустя 29 лет после гибели Талькова говорят сами за себя: «Чистые пруды» – почти 8 млн просмотров, «Россия» - 1, 3 млн просмотров, «Я вернусь» - почти 22 млн просмотров… Это данные из ютьюба. Существуют сегодня и сайты, посвящённые творчеству Игоря Талькова (к примеру, talkov.info), которые стремятся сделать всё, чтобы его имя не было предано забвению.

А в 2013 году Тарасковская средняя общеобразовательная школа из Каширы представила на районный конкурс ученических проектов Учебно-исследовательский проект по теме: «Песни XX века. История песни – история страны», с которым можно познакомиться на сайте ведущего образовательного портала России «Инфоурок».

«В последнее время о творчестве Игоря Талькова совсем забыли, его песни перестали звучать по телевидению. Нам нужно широко распространять и разъяснять творчество Игоря Талькова в песнях, поэзии и прозе в учебных заведениях и в средствах массовой информации. Сегодня необходимо это духовное питание для оздоровления нашей жизни и возрождения России», - отмечается в проектной работе.

Также поклонники выкладывают в интернет сохранившиеся записи видеоинтервью Талькова.

«Сцена — это моя трибуна», - говорил он. Тальков считал, что песни - это наикратчайший путь к сердцу и уму человека. Сцена для него была полем боя, а зритель – той ратью, которая объединялась под стягом его песен.

Photo:https://www.youtube.com/watch?v=gWWCw-P0NkQ&t=801s

Сегодня, вспоминая артиста, очень хочется предоставить ему такую трибуну в рамках этого материала и опубликовать отрывок из интервью Талькова корреспонденту воронежского телевидения, оно было записано в феврале 1990 года.

«Понимаете, судьба… Вот, видите, как я сижу и подбираю слова… Трудно на эту тему говорить, потому что тема опошлена и девальвирована.

Я имею в виду тему Родины.

То есть такие слова, как Родина, Отечество, Отчизна, они без стыда-то сейчас не произносятся. В общем-то. Ну, только стали произноситься…

Я имею в виду, вот все эти годы мы собирались… Молодёжь… И вот если бы кто-нибудь нам сказал: «Как вы относитесь к своему отечеству?», просто бы поднялся гомерический хохот.

Это оттого, что, в общем-то, вытравлена и любовь к своей Родине, и к её истории, и к её корням.

Оторванность от этих корней породила бездуховность. А бездуховность – мать безнравственности.

От этого у нас, в общем-то, и все беды. От безнравственности.

Мы все живём плохо и многие не понимают - отчего?

Вот я, прежде, чем приехать сюда, был в ГАИ, у меня отобрали права. Ни за что. Я был невиноват.

А отобрали у меня права за то, что я стал говорить бесцеремонным тоном с представителем власти. То есть, как? Я с ним говорил нормально, корректно, но без, так сказать, привычного для них, что ли, вот такого «тона пресмыкающегося». И у меня отобрали права.

Я за ними поехал. Приехал, мне сказали, что «мы вам права не отдадим, приезжайте через три месяца». Я сказал, что это невозможно, что я работаю, у меня постоянно съёмки, концерты, я не могу ездить в Останкино на троллейбусе, а такси сейчас в Москве практически невозможно поймать.

Так он мне на это говорит: «Ничего не можем поделать, вы нагрубили нашему милиционеру». Я всё к чему это говорю? Да! Он мне говорит – думаете, нам легко живётся? Мы тоже в этой каше варимся, мы тоже себя очень плохо чувствуем, и денег мало получаем, и день и ночь на работе, и телевизор некогда посмотреть и так далее. Вот он мне это говорит.

А я ему говорю, а знаете, почему плохо мы живём все? Потому что мы живём по волчьим законам.

То есть вот эта безнравственность, которая, как коррозия металла проела наше общество, она как цепная реакция идёт. Чем хуже люди относятся друг к другу и к своей стране, тем хуже они живут, тем хуже живёт каждый из нас.

Вот я ему об этом сказал. Он долго на меня смотрел непонимающими глазами. Так, видимо, ничего и не понял.

Но я далеко ушёл. Значит, тема Родины и России – это больная тема.

Эта тема мне сверлила на протяжении, лет, наверное, не ошибусь, если скажу, тринадцати. Где-то с 1976 – 1977 года.

Я написал на эту тему значительное количество баллад, песен, и хотел их как-то вынести на суд широкого зрителя. Но мне не удавалось это сделать, фактически, до 1987 года, включительно.

А после 1987 года до 1989 года было тоже много сложностей, я не думал, что мне будут чинить препятствия в исполнении этих песен, но препятствия чинились и Центральное телевидение не хотело снимать эти песни, в частности, передача «Взгляд», которая играет в демократию, но на самом деле это только так и остаётся игрой, и многие это понимают.

Не хотели меня снимать. Вот. Мне помог Владимир Кириллович Молчанов, который взял мою песню «Россия» и показал её в передаче «До и после полуночи».

Он мне ответил, что «я ничего не боюсь, мне очень нравится песня и я её дам».

Как только прозвучала песня «Россия» стало как-то поспокойнее жить и работать, и уже меня стали приглашать в те или иные передачи с социальными песнями. А раньше ничего кроме «Чистых прудов» не хотели слушать».

…Как отношусь к выдвижению меня народным депутатом? Я уже отнёсся, отрицательно. Московская ассоциация интеллигентов предложила выдвинуть меня в депутаты. Я отказался. Я считаю, что каждый человек должен заниматься своим делом в этой жизни. Я пишу песни, пишу стихи, пою. Это моё призвание.

И я должен на своём участке фронта максимально бороться за то, чтобы мы все жили… …нормально».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter