Posted 6 октября 2008,, 20:00

Published 6 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:49

Updated 8 марта, 07:49

Диомида засинодили

Диомида засинодили

6 октября 2008, 20:00
Вчера в Москве наконец состоялось ранее дважды перенесенное заседание Священного Синода РПЦ, на котором, в частности, рассматривалось дело опального епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана). Как и следовало ожидать, приглашенный на заседание епископ не явился, и члены Синода лишили его священного сана. Этому

Священный Синод, высший орган власти Русской православной церкви, собирается несколько раз в год. Нынешнее его заседание с участием семи постоянных и пятерых приглашенных членов, должно было пройти еще 17 июля, но его перенесли из-за болезни Алексия II. Сначала один раз, потом еще один.

Бог, как говорится, троицу любит. Между тем трехмесячная отсрочка сильно подогрела интерес к заседанию, и не только в церковных кругах, чего обычно не наблюдается. В повестку дня был включен вопрос о епископе Анадырском и Чукотском Диомиде (Дзюбане). Напомним, что в начале прошлого года он выступил с открытым письмом «Пора пресечь беззаконие». В документе, наделавшем шума, епископ, имя которого прежде мало кому было известно, содержалась резкая критика руководства РПЦ за «развитие духовного соглашательства, подчиняющего церковную власть мирской, позицию молчаливого согласия вместо обличения антинародной политики существующей власти». Попутно владыка ополчился на «ересь экуменизма», паспорта нового образца, ИНН и мобильные телефоны.

Хотя смысл и тон письма поражал средневековой дремучестью, оно вызвало симпатии к автору, прослывшему церковным диссидентом. Заметим, что это совсем не так: в РПЦ очень многие разделяют взгляды Диомида, просто не афишируют.

Почти полтора года в Московской патриархии делали вид, будто ничего особенного не произошло. То ли ждали, что чукотский мятежник одумается, то ли мониторили общественное мнение: многие ли пойдут за ним, как за Моисеем, выводящим свой народ из фараонского плена. То ли сказывалось, что в годы молодости Диомид прислуживал на богослужениях патриарху, и епископом, по слухам, стал благодаря его протекции. «Неожиданное появление письма епископа Диомида, – высказывал в марте 2007 года предположения митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), – убеждает нас в том, что это не столько епископ Диомид изобличает, а главную роль здесь сыграла некая группа людей, которая еще находится в тени. Но они будут найдены и обвинены в провокации».

Никого не нашли, и Диомид от своего авторства не отрекся. Мало того, опубликовал еще несколько писем и интервью, по остроте не уступавших первому.

Терпение оппонентов иссякло в конце июня. Решением Архиерейского собора за «возбуждение раскольнических настроений, клевету и ложь» Диомида извергли из сана. При этом наказание вполне можно было считать условным: Диомиду ясно давали понять, что все поправимо. Спустя месяц на пресс-конференции, посвященной завершению визита Алексия II в Киев, все тот же митрополит Кирилл заявил: «У меня еще остается надежда на то, что владыка Диомид приедет на заседание Священного Синода, принесет покаяние и воссоединится с Церковью. Для него еще дверь не закрыта». И это было сказано после того, как Диомид предал анафеме митрополита, его собратьев и самого патриарха.

Отстраненный от управления епархией, но продолжающий служить на отдаленных приходах, Диомид на заседание не приехал. Это, в общем, ни для кого не стало сюрпризом: все пути к отступлению были отрезаны, а славу себе он снискал...

С утра напротив патриаршей резиденции в Чистом переулке вчера кружили полтора десятка сторонников епископа, держа в руках иконы и листовки с текстами его сочинений. На вопрос корреспондента «НИ», чем они руководствуются, вступая на путь раскола, одна из женщин сказала: «Дайте мне свой паспорт, я вам там все шестерки покажу! Надо понимать: конец света на носу!»

Впрочем, эта манифестация большого впечатления не произвела ни на прохожих, ни на трех миролюбивых милиционеров, ни тем более на членов Синода. Заседали-то они совсем в другом месте – в новой Синодальной палате в Свято-Даниловом монастыре, которую перед началом работы освятил патриарх.

Что будет дальше делать монах Диомид, сказать трудно. Во-первых, он несколько раз заявлял, что не собирается менять церковную юрисдикцию. А во-вторых, это уже не столь важно: интрига-то исчерпана, и вряд ли кто-нибудь придаст большое значение его последующим шагам.

"