Posted 6 октября 2008,, 20:00
Published 6 октября 2008,, 20:00
Modified 8 марта, 07:49
Updated 8 марта, 07:49
Наша газета не раз писала о проблемах столичной «скорой помощи». Изношенность автопарка, нехватка оборудования, нечеткая работа диспетчеров, низкие зарплаты медиков. Но в последние годы, пожалуй, самая большая беда – пробки на дорогах, из-за которых службу «03» можно зачастую назвать скорой только в кавычках. Чтобы хоть как-то переломить ситуацию, в начале сентября у пересечений магистралей с Кольцевой автодорогой установили постоянное дежурство бригад «скорой». Руководство службы утверждает: эффект не заставил себя долго ждать. Однако многие эксперты уверены: делать какие-либо серьезные выводы пока рано.
«На мой взгляд, дежурные машины у МКАД не решают всех проблем, – пояснил «НИ» адвокат, кандидат медицинских наук Алексей Тихомиров – Если произошла авария, сразу образуется затор, сквозь который бригада не сразу может пробиться. Так что подождем, пока будет накоплена статистика».
К тому же, по мнению г-на Тихомирова, уменьшается только время прибытия на место происшествия. Время же доставки в больницу остается прежним.
«Разговор о «скорой» – непростой и долгий, – рассказал «НИ» председатель центрального комитета профсоюза работников неотложной и экстренной медицины, врач-реаниматолог Артем Луговой. – На данный момент ресурсов мало, управляют ими неумело. Главный врач станции, как правило, никакого отношения к этой службе не имеет, никогда на «скорой» не работал. Он спущен из департамента управлять деньгами по нацпроекту «Здоровье». Поскольку человек не представляет, как должна работать «скорая», у него сразу появляются советчики, также плохо разбирающиеся в этом деле. У них подчас возникают какие-то интересные идеи и они пытаются их воплощать, но при этом основная задача остается – улучшить статистические показатели».
Количество вызовов, по словам Артема Лугового, занимает в системе не последнее место. «Скорая» финансируется от объема выполненной работы: чем больше вызовов, тем больше денег. Подобное управление, считает г-н Луговой, приводит к использованию специализированных бригад не по профилю.
Еще одна проблема «скорой помощи» заключается в ложных и неоправданных вызовах. «Вообще-то вызов проходит у нас многоуровневый контроль, – сообщил «НИ» генеральный директор компании «Альтмедика» Сергей Рябинов. – Сначала оператор на пульте «03» опрашивает пациента. У оператора есть специальная программа, в которую он заносит жалобы. Программа построена по принципу алгоритма. В зависимости от местоположения и специализации, вызов переводится на диспетчера определенной подстанции, и там тоже идет фильтрация. Оператор может отступить от программы и принять решение, исходя из ситуации».
По мнению же Артема Лугового, программа, по которой оператор опрашивает пациента, постоянно дает сбои. «Руководство считает, что программа хорошая, – пояснил «НИ» г-н Луговой, – те же, кто с ней работает – что плохая. Медэвакуаторы, конечно, отфильтровывают какую-то часть вызовов, но большая часть передается на исполнение бригадам. Им говорят «Принимайте все», что они и делают. В результате количество вызовов становится настолько большим, что они начинают «зависать». Поэтому часто к больным направляются бригады из другого района. Им приходится долго искать адрес на незнакомой территории. Надо принять во внимание то, что бригады у нас практически без заезда катаются 24 часа. У них есть два перерыва по полчаса на прием пищи. Соответственно усталость накапливается, и в результате страдает качество работы».
Ситуацию со «скорой» нужно решать на уровне ведомств, убеждены эксперты. Именно подчинение военному ведомству обуславливало более продуктивную работу «скорых» в прежние времена. Но дело в том, что когда возникли товарные отношения в здравоохранении, когда возникло понятие медицинской услуги, когда вся медицина стала, по существу, доступна правовому регулированию или по крайней мере правовому преследованию, «скорая» не вписалась в этот процесс. Услуга как товар – это то, что не свойственно чрезвычайным ситуациям. Когда человек без сознания, понятно, что об услугах говорить в принципе не приходится. Это обстоятельство, по мнению Алексея Тихомирова, и обуславливает сходство службы с деятельностью в системе МЧС. «Скорая» зависла, будучи подчинена Минздраву, между товарной организацией и военизированной системой организации, как ей было свойственно в СССР и как это свойственно сейчас все той же системе МЧС. «По-моему, – считает г-н Тихомиров, – «скорая» должна быть именно там. А вот будет ли это в скором времени – неизвестно».
КОЛИЧЕСТВО СТАРИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СТОЛИЧНЫХ ДОМАХ ПРЕСТАРЕЛЫХ, ДОСТИГЛО 14 ТЫСЯЧ