Posted 7 октября 2004,, 12:38

Published 7 октября 2004,, 12:38

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Командир экипажа разбившегося Ми-8 отправился в зону за свой счет

7 октября 2004, 12:38
Командир экипажа разбившегося Ми-8 отправился в зону за свой счет

Пилот Тахир Ахмеров, командир экипажа печально известного вертолета Ми-8, который разбился в Саянах 28 апреля 2002 вместе с губернатором Александром Лебедем и семерыми пассажирами, на днях отправился в красноярскую колонию-поселение №19. Краевой суд вынес приговор по этому делу еще в конце прошлого года. Он был опротестован в Верховном, который оставил наказание в силе. Командир получил 4 года лишения свободы, второй пилот Алексей Курилович – 3 года условно. По решению суда осужденный Ахмеров отправился к месту ссылки за собственный счет. Суд также постановил взыскать с него судебные издержки в размере 80 тыс. рублей, поэтому он будет работать в колонии шофером – ежемесячной пенсии по инвалидности, которая равна 2150 рублям, ему на выплату издержек не хватит.

Между тем в Красноярске и близкие пострадавших, и авиационные специалисты считают, что из летчиков сделали «стрелочников». В ходе расследования выяснилось, например, что губернаторский вертолет вообще не имел права летать и уж тем более перевозить людей. Эта модель является грузовой, ее чуть ли не кустарным способом, без согласования с конструкторским бюро, переделали в машину для VIP-персон. Посадочные места не имели ремней безопасности. Ахмеров не раз говорил об этом начальству, но ответ был один: «Не твое дело. Летай так».

Вертолет не имел права подниматься в воздух и по другой причине: за несколько месяцев до рокового полета у его арендатора закончилась лицензия. Впрочем, установить конкретного владельца вертолета суд так и не сумел: здесь столкнулись интересы сразу трех авиакомпаний – красноярских «Черемшанки» и «Енисейского меридиана» и тюменской «СКОЛ», которые перекладывали вину друг на друга. Об атмосфере безответственности, царящей в авиации, говорил на суде и родной брат погибшего генерала, глава Хакасии Алексей Лебедь. Он заявил, что в России отсутствует система организации подобных полетов. Тахир Ахмеров подтвердил, что почти все полеты на территории края, в которых принимал участие губернатор Александр Лебедь или другие VIP-персоны, совершались с теми или иными нарушениями. Бывший командир губернаторского экипажа признался, что и сам неоднократно летал, нарушая инструкции. Высокие чиновники всегда могут потребовать от командира или его непосредственного начальника выполнения приказа любой ценой. Приходится выбирать между соблюдением инструкции и риском потерять работу.

Вот почему никто из тех, кто отвечал за подготовку полета на земле, кто с грубыми нарушениями оформлял полетную заявку, кто составлял маршрут, кто, наконец, допускал эксплуатацию грузового вертолета для перевозки пассажиров, – до сих пор не наказан.

Евгений Латышев, Красноярск

"