Posted 7 сентября 2019, 05:03

Published 7 сентября 2019, 05:03

Modified 7 марта, 15:25

Updated 7 марта, 15:25

Пенальти на правовом поле: как один питерский студент всю полицию победил

7 сентября 2019, 05:03
Студент в Петербурге снимался в социальной рекламе, посвященной феномену равнодушия. Полицейские, проходившие мимо, равнодушными не остались: задержали его и повели в отделение. Студент оказался юристом и потратил год на суды. Теперь во встречном процессе вопросы о превышении должностных полномочий задают всему МВД.

Юлия Сунцова

Эта история о тьме и свете. И то и другое – вполне реальные и живущие среди нас люди. Они выбрали Закон в качестве своей профессии. Только одни кормятся и паразитируют на законе, а другие добиваются, чтобы он служил на благо общества и людей.

Впечатляющее путешествие студента 3 курса юридического факультета Высшей школы экономики Алексея Британова по питерским полицейским участкам и судам началась вечером 1 июня прошлого года.

Разгар Чемпионата мира по футболу в те дни каждый отмечал по-своему.

Компания студентов из Вышки снимала социальную рекламу, посвященную насущному общественному явлению - равнодушию. С камерами и в антураже студенты отправились в тот день на Нарвский проспект в Петербурге.

Другая компания - полицейских, откомандированных в эти дни в северную столицу из провинциального города Великие Луки, патрулировала улицы. Редкая командировка, редкий шанс. Ребята из глубинки решили "навести порядок" по полной, чтобы запомниться питерскому начальству на этом важно национальном празднике.

- Мы с друзьями по университету снимали на Нарвском проспекте ролик «Безразличие»/Apathy. Собирались номинировать его на конкурс социальной рекламы "Ты не один", организованный Высшей школой режиссеров и сценаристов Санкт-Петербурга при поддержке Министерства культуры России. По сценарию, в середине сюжета я появляюсь в эпизодической роли злодея в кожаной куртке и навожу дуло на свою жертву - другого участника съемок, в то время как главный герой проходит мимо, играя безразличие, - рассказывает Алексей.

-Чужих страданий жалкий зритель

Я жизнь растратил без плода.

И вот проснулась совесть-мститель

И жжёт лицо огнём стыда.

Чужой бедой я волновался,

От слёз чужих не спал я ночь.

И всё молчал, и всё боялся,

И никому не мог помочь. – Закадровый голос в этом месте читает пронзительный отрывок из стихотворения Ивана Никитина «Горькие слезы».

Но драматургия жизни оказалась лучше любого сценария и на этом кульминационном моменте в съемки вклиниваются теперь уже настоящие, а не постановочные действующие лица.

К студенческой группе подошла пара патрульных.

- Первым делом полицейские разглядели не творчество, а пистолет, и он им не понравился. А что если он настоящий? - риторически спросили они и безапелляционно потребовали пройти с ними в отделение. Я не сопротивлялся требованиям, хотя для привода и не было оснований, - рассказывает студент.

Друзья Алексея – вся съемочная группа, кто в образе наркомана, кто в гриме с кровоподтеками на лице, пошли вслед за товарищем, пытались как-то на ситуацию повлиять. Но дальше порога полицейского участка их не пустили.

В кабинетах пистолет покрутили-повертели: оказалось, пневматика с дульной энергией до 3 джоулей, ношение которой в населенных пунктах в России не запрещено. Студенты об этом знали, а задержавшие парня полицейские, видимо, нет.

- По поводу пистолета, сказали, претензий нет, но нарушение оформят. Почему? Я не раз задавал этот вопрос, ведь ничего противоправного я не совершил. Мне ответили, что раз уж привели, то «не могут просто так отпустить», - продолжает Алексей.

- "НИ": Вам в этот момент не показалось, что сценарий вашего видеоролика стал на порядок круче? Такая очень меткая корректива с оглядкой на российскую действительность?

- Ну вот так. Все общались очень вежливо. Но принцип видимо был такой: есть человек – есть дело.

Третий час незаконного задержания подходил к концу, когда старшие товарищи «бдительных» ппсников, наконец, родили идею. 77 отдел УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга составляет протокол по обвинению студента в хулиганстве.

В своем протоколе полицейские написали, что Алексей Британов 1 июня в 16.30 минут около дома №18 на Нарвском проспекте, оказывается, не участвовал в видеосъемках, как он сам об этом думал и думали его друзья, а, дословно:

«совершал мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся выражением грубой нецензурной брани в общественных места, а именно – выражался грубой нецензурной бранью в общественном месте – на улице в месте массового скопления граждан, на замечания не реагировал, чем демонстративно нарушал общественный порядок и спокойствие граждан».

- Меня собирались штрафовать на 500 рублей за то, что я будто бы матерился на улице. Ну, что тут сказать? На съемках тем вечером я вообще всё время молчал, в принципе ничего не говорил, роль такая была. Никаких матерных слов не было сказано, разумеется, вообще. Да и хулиганить я не собирался. Но раз уж привели, дороги назад нет, самое логичное – это составить липовый протокол.

После выхода из участка Алексей Британов подал жалобу о незаконных действиях сотрудников полиции в прокуратуру.

Но старший помощник прокурора Санкт-Петербурга, старший советник юстиции Левченко решил, что за нарушения закона полицейские смогут наказать себя и сами. И отписал жалобу в ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - ровно в то, которое задерживало Британова.

В 77 отделе полиции УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга участковый уполномоченный, капитан полиции Чусов с заместителем начальника Федоровым и начальником Даминовым сами с собой разобрались и вынесли заключение, что они во всех местах всё сделали правильно. Постановили дальнейшую проверку в отношении себя прекратить, а студента привлечь к ответственности.

Полицейские, взаимодействовавшие с Алексеем 1 июня, не представлялись, в протоколе указали себя неразборчивым почерком. Имя составлявшего протокол огласили только в суде – им оказался Игорь Борисович Трояновский, имя напарника продолжают держать в тайне.

- Суд изначально начался с не очень хорошей ноты. Судья отклонила ходатайства с просьбой заслушать свидетелей, хотя вся съемочная группа ходила на заседания. Ребята готовы были отвечать на вопросы суда. Обвинители же Алексея – полицейские на суд так ни разу и не явились. Но суд решил, что в материалах дела достаточно доказательств для вынесения решения и заслушивать никого не стал. Спорить с судом я не могу, - рассказывает Алексей.

Судья Ленинского районного суда Санкт-Петербурга Марина Тропанова, тем не менее, в своем окончательном вердикте встала на сторону Алексея. Сами же действия полицейских в осторожных формулировках были признаны не вполне соответствующими закону.

Вероятно, на решение женщины-судьи повлияло: 1. Убежденность в липовых обвинениях; 2. Нежелание брать грех на душу. Цеховая солидарность. Подмахивая полицейским с их липовыми постановлениями, она бы автоматически заклеймила карьеру молодого юриста.

- Прежде всего, у неограниченного круга лиц могли быть обоснованные сомнения в моей порядочности – это для меня важнее всего. Что касается карьеры – статья «Мелкое хулиганство» очень неприятная, - говорит Алексей. - При назначении судей, конечно же, смотрят на их биографию, и административки тоже учитывают. То же качается и работы в спецслужбах, но туда я не собираюсь.

Производство по делу против студента в итоге суд постановил прекратить. «Суд не усматривает оснований для направления данного дела должностному лицу на новое рассмотрение, поскольку <…> сроки привлечения к административной ответственности истекли», - не поленилась добавить судья в самом конце.

«В протоколе не указано, в чем конкретно выражалось нарушение Британовым А.Г. общественного порядка, какие обстоятельства свидетельствовали о явном неуважении Британова А.Г. к обществу, а также на чьи неоднократные замечания Британов А.Г. не реагировал. <…>

не приведены доказательства, положенные в основу принятого решения, добытые в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении: не установлены и не опрошены в качестве свидетелей граждане, в адрес которых Британов А.Г. выражался грубой нецензурной бранью; не приведена позиция Британова А.Г. по сути вменяемого ему административного правонарушения, и не дана им оценка в совокупности с другими доказательствами, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, обжалуемое постановление не отвечает признакам законности, поскольку является немотивированным, при его вынесении были грубо нарушены права Британова А.Г. на защиту. Указанные нарушения процессуального закона являются существенными, влекущими отмену данного постановления», - говорится в решении суда.

На основе этого решения студент юрфака Алексей Британов открыл встречный суд, в котором попросил привлечь к ответственности теперь уже самих МВД России, УМВД по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга, полицейского Трояновского Игоря Борисовича.

Суд длился 7 месяцев, и на днях федеральный судья Анна Исакова требования студента удовлетворила.

- Через суд я доказал, что полностью невиновен во вменяемом мне деянии и моя совесть совершенно чиста. Чего было не сказать о тех полицейских, которые составили эти протокол и постановление. В нашей Конституции закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц - статья 53 Конституции России. Поскольку к административной ответственности я был привлечен незаконно, а также было нарушено мое право на свободу передвижения и личную неприкосновенность, я решил добиваться возмещения морального вреда за это от государства в лице МВД РФ, - рассказывает Алексей Британов. - Разбирательство по этому иску шло довольно долго. Подал я исковое заявление в конце октября 2018 года. Дело даже передавали в другой суд, заменялись ответчики, изменялись и добавлялись третьи лица. В общем, все шло не так быстро, как хотелось бы.

С абсурдным делом покончено. Студент выиграл. С Казны Российской Федерации в лице МВД РФ взыскано 5 000 рублей за причиненный моральный вред, еще 15 000 рублей - в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя и 300 рублей в качестве возмещения оплаты госпошлины при обращении в суд.

- «НИ»: Алексей, поздравляем вас! Как вам такое погружение в настоящую практику, не какую-нибудь там тепличную студенческую?

- Это очень воодушевляет. Ты понимаешь, что если грамотно составить исковое заявление и собрать доказательную базу, твои аргументы смогут убедить суд удовлетворить твое исковое заявление. Для меня восстановление справедливости стало делом чести, доказать свою невиновность и добиться компенсации от государства. Думаю, что обратные случаи как раз и происходят потому, что люди боятся отстаивать свои права и почему-то думают, что решено уже все заранее.

Послание друзьям и всем отчаявшимся

Сегодня Алексей Британов узнал о победе по своему делу и написал письмо-напутствие своим друзьям и будущим коллегам:

"Благодарен всем, кто меня поддерживал в этом неравном бою с государственной машиной. В общем, как говорит русская пословица, один в поле не воин, а путник. Я надеюсь, что этот пример, когда студент 2 -3 курса юридического факультета отстоял свои права и не позволил опорочить свою честь и доброе имя, покажет и докажет, что справедливость в России существует и ее можно добиться. Но, к сожалению, иногда для этого нужно тратить очень много ресурсов, и не каждый на это готов. Конечно, мы видим, как порой происходит много ужасных и несправедливых ситуаций, но если мы будем молчать и ничего не делать, то это так и останется. Поэтому не бойтесь бороться за свои права, даже если не все будет сразу получаться.

В прениях я сказал, что хочу жить в такой стране, где я не буду опасаться своей собственной полиции, когда не буду думать, а не задержат ли меня беспричинно сейчас? Мне кажется, что только активными разумными действиями в правовом поле можно прийти к такому результату - будет непросто, но это того стоит. Возможно, это утопично. Но другого пути я не знаю, и потому призываю идти по нему.

В деле Алексея Британова остался непроясненным один очень важный вопрос. А что полицейские? Как утверждает собеседник, как ни в чем не бывало, они продолжают трудиться в Великих Луках и в Санкт-Петербурге. Никто не получил даже минимального выговора. За попрание закона конкретными лицами снова рассчитался бюджет, а "штыки" по-прежнему в строю.

«Новые Известия» просят считать эту публикацию открытым обращением в Следственный комитет Российской Федерации с требованием принятия необходимых решений по сотрудникам органов внутренних дел Управления МВД России по Псковской области, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу, превысившим должностные полномочия, сфальсифицировавшим протокол и постановление, участвовавшим в незаконном задержании студента Высшей школы экономики Алексея Британова.

Подпишитесь