Posted 6 августа 2015,, 21:00
Published 6 августа 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 02:20
Updated 8 марта, 02:20
Еще совсем недавно дизель был недостижимой роскошью. По стоимости он превосходил бензиновые агрегаты раза в полтора, поставлялся зачастую на топовые комплектации и комплектовался дорогой автоматической трансмиссией, сопряженной еще и с полным приводом. В итоге цена на дизельные премиальные кроссоверы могла быть запредельной. Однако времена меняются, экологические нормы требуют более чистых двигателей, и немцы делают ставку на дизель. Вкладываются средства в производство, а вместе с ростом масштабов производства падает и цена. В общем, дизели начинают экспансию не только на рынках Западной Европы, но и у нас. К примеру, бензиновые и дизельные машины некоторых брендов с 2,0-литровыми агрегатами под капотом, продаются фактически по одной цене. На обновленных BMW Х1 дизель предлагается с разницей в 22 тыс.
Главные беды дизелей это тяжелый голос из-под капота и усложненная эксплуатация зимой ввиду высокого КПД. Первая проблема довольно существенна для некоторых водителей. Тембр и резонанс мотора таков, что нередко входит в резонанс с сердцебиением и действует на нервную систему. Особенности организма у людей разные и некоторые не приемлют треск и вибрации, так же как другие не в силах мириться со скрипами пенопласта о стекло. А дрожь на педалях и на руле убрать трудно, сколь бы ни была хороша звукоизоляция машины. Бензиновые моторы более ровные и поэтому находят больше понимания у людей, привыкших к шумовому комфорту. Но если отбросить физиологические особенности и сконцентрироваться на технических характеристиках, то здесь картина меняется в пользу дизеля.
Давайте сравним два одинаковых по мощности двигателя BMW, ставящихся на кроссовер Х1 xDrive20i Special Edition и X1 xDrive20d Special Edition. И тот и другой моторы имеют мощность в 184 л.с., однако первый развивает ее на 5000 об., а второй (дизельный) на 4000 об. Тем самым, отклик на педаль акселератора у него происходит быстрее, так как не приходится ждать, пока мотор скакнет к красной зоне. Некоторые скажут, что 1000 об. не столь существенно, да и 80% мощности уже достаточно, чтобы хорошо стартовать с места, и окажутся правы.
Между тем дизель предлагает еще один козырь. Это крутящий момент в 380 Нм, который доступен при 1750 об. Столь высокий тракторный момент, подкрепленный неплохой мощностью, позволяет машине выстреливать с места, словно из пушки. До «сотни» кроссовер разгоняется за 8,1 сек.
Бензиновый собрат не отстает. Немецкие инженеры подготовили очень неплохие двигатели и научили бензиновый мотор развивать поистине дизельный момент на низах. BMW xDrive20i вырабатывает пик в 270 Нм уже при 1250 об., а это почти что обороты холостого хода. Разница в 90 Нм. Существенна только на бумаге, в реальной жизни такой момент при старте с места недостижим. Тем самым бензиновый агрегат совсем не уступает в разгоне до «сотни» и делает это упражнение за 7,8 сек. Опережение дизельного Х1 на 0,3 сек. получается за счет более длинной планки крутящего момента. Бензиновый двигатель может раскручиваться дольше, выдавая пиковую мощность и крутящий момент. Другими словами, стартовав с места на первой передаче, можно подоткнуть вторую и уже на ней достигнуть «сотни», раскрутив мотор до 5500 об. и сохранив при этом запас по тяге.
Дизель же раскрутится только до 4500 об и перестанет тянуть, отчего придется включить третью передачу и уже на ней продолжить разгон. За счет смены ступеней и происходит задержка дизельного автомобиля на 0,3 сек.
Между тем для обгонов дизель лучше. Подавляющее большинство обгонов происходит со скорости 80 км/ч и совершаются на 4-й передаче. Дизельный BMW X1 стартует с этого рубежа и достигает 120 км/ч за 6,5 сек, в то время как бензиновый только за 7,3 сек. Здесь сказывается высокий крутящий момент дизеля. А чем быстрее совершается обгон, тем он безопасней.
Сколько же потребляют эти моторы. Нужно сказать, что немного, и большую роль в этом играет великолепная 8-ступенчатая автоматическая коробка ZF. Однако дизель по потреблению и по выбросам обходит бензиновый агрегат. В смешанном цикле расходуется 5,5 л. солярки, и выбрасывается СО2 145 г/км, в то время как бензиновый мотор потребляет 7,5 л и выбрасывает 176 г/км. Причиной тому степень сжатия, которая у xDrive20d составляет 16,5 ед, а у xDrive20i все 10.
В общем дизельные моторы практически не уступают по динамике, а по расходу топлива могут доставить массу положительных эмоций. Что же касается холодного пуска зимой и быстрого прогрева салона, то эта напасть решается за счет установки предпускового обогревателя.