Posted 7 июля 2018,, 08:46

Published 7 июля 2018,, 08:46

Modified 7 марта, 16:53

Updated 7 марта, 16:53

Российские школьники продемонстрировали растущее культурное невежество

Российские школьники продемонстрировали растущее культурное невежество

7 июля 2018, 08:46
После обнародования результатов национальной проверки знаний учащихся 6-х и 8-х классов стало понятно, что на фоне более или менее стабильных показателей по математической грамотности, культурная и литературная начитанность стремительно деградирует.

Почти треть шестиклассников и восьмиклассников получили двойки по мировой художественной культуре (МХК), рассказал Сергей Станченко на всероссийском совещании с региональными министрами образования в Сочи.

«Уже стало привычным фиксировать низкие результаты НИКО(национальное исследование качества образования) практически по всем предметам,— констатировал господин Станченко.— Я даже не припомню, когда у нас были более или менее высокие результаты, разве что в 2015 году по результатам исследования в начальной школе».

Однако теперь результаты и вовсе «на пределе».

По МХК не справились с заданиями, то есть получили двойки, 31% шестиклассников и 26,2% восьмиклассников. По литературе двойку получили 15,8% младших учащихся и 21,4% старших. Больше всего пятерок получили ученики шестых классов по литературе (4,1%), среди восьмиклассников таких результатов смогли добиться только 2,5%. Шестиклассники также лучше справились и с МХК: 2,4% пятерок по сравнению с 0,17% в восьмых классах, пишет "Коммерсант".

Например, с заданием соотнести описание памятника архитектуры с его изображением справились 55% шестиклассников и 84% восьмиклассников. Вообразите, просто по словесному описанию выбрать изображение здания не смогла половина шестиклассников.

Другое задание требовало, например, определить, что относится к скульптуре, а что к архитектуре. С этим справились лишь 9% восьмиклассников. Это основы понятийного мышления, способность к элементарным логическим рассуждениям: от общего к частному или от частного к общему. Здесь знания не нужны, здесь необходимо просто соединить жизненный опыт и здравый смысл с предметными представлениями.

Вдумайтесь в масштаб деградации: только каждый десятый школьник способен отличить архитектуру от скульптуры.

Или, например, задание, с которым справилось лишь половина учеников: школьников попросили описать, какую роль может играть то или иное прослушанное произведение, например, в ходе военного марша или выступления фигуристов. Просто ответить, музыка является элементом выступления или задает ритм движения.

Если кому-то покажется, что такие умения и знания не имеют практического применения, то он глубоко ошибается. "Практикоориентированность" образования как раз в этом, в способности грамотно отличать главное от второстепенного, случайное от закономерного, общие принципы от частных примеров, и состоит. Способность сосредоточиться и подумать, как ни странно, это не нечто врожденное, а навык, который надо тренировать. И культурный или литературный фон, который окружает подростка и есть та среда, в которой он мог бы естественным образом отточить этот навык.

Комментируя результаты школьников по литературе, Сергей Станченко отметил, что они также в целом низкие, причем в показателях наблюдается отрицательная динамика от младших классов к старшим.

"