Posted 6 июля 2009,, 20:00

Published 6 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:35

Updated 8 марта, 07:35

Вас здесь не арендовало

6 июля 2009, 20:00
Как стало известно, на днях Госдума приняла во втором чтении поправки в законодательство о некоммерческих организациях, облегчающие существование НКО. Среди прочего депутаты отменили требование после окончания срока аренды выставлять на конкурс занимаемые НКО помещения. Однако уже выселенным организациям это не поможет

«Закрывайте, пожалуйста, дверь. P.S. О-о-очень холодно», – гласит записка на директорском кабинете. Благотворительный фонд содействия образованию детей-сирот «Большая перемена» находится в подвале старого желтого дома. Здесь доучивают детей-сирот, помогают им получить аттестат и снять диагноз медико-психологической экспертизы. «У сирот очень низкий уровень образования. Они не знают, что такое параграф, не понимают, как переводить слова. Это не вина детских домов, это система», – рассказывает «НИ» директор «Большой перемены» Ирина Рязанова. Нынешний учебный год был в «Большой перемене» последним – в декабре помещение планируют выставить на торги.

2 июля 2008 года вступили в силу поправки в антимонопольное законодательство, предписывающие выставлять муниципальное помещение на аукцион после того, как у арендатора закончился срок аренды. Раньше договора с НКО автоматически продлялись, теперь помещение получает тот, кто предложит за него больше денег. В марте в столичном районе Хамовники выселили Православный семейный центр «Рождество», который на протяжении 18 лет готовил детей к школе и проводил занятия с беременными женщинами. «Выселяли организации в Санкт-Петербурге. В Липецке отделение Красного креста попросили покинуть помещение. Они в панике», – говорит «НИ» председатель Межрегиональной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. По его словам, под удар попали все организации, занимающие муниципальные площади.

Руководитель Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе сообщил «НИ», что по стране в целом проблемы с арендой имеют не менее половины организаций, занимающихся социальными проблемами. «На «круглых столах», встречах и в рассылках я только и слышу призывы о помощи и рассказы о выселении», – подтверждает «НИ» юрист благотворительного фонда CAF Юлия Чекмарева. «Местное самоуправление готово извлекать выгоду из любых помещений», – добавляет г-н Чиков.

Департамент имущества Москвы на звонки «НИ» не отвечал неделю, комментария удалось добиться только у его Юго-Восточного территориального агентства: «Чтобы получить помещение без конкурса, нужно постановление правительства Москвы». Представитель Студенческого правительства Москвы Алексей Толстик рассказал «НИ», что НКО может написать ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о продлении договора аренды без конкурса. При этом Алексей признался, что долгое время диалог с ФАС не был налажен, и ходатайства копились и лежали нерассмотренные. «Мы неоднократно давали разъяснения, что если НКО не занимаются деятельностью, приносящей доход, то закон о конкуренции на них не распространяется. Договор продлевается без проблем», – говорит «НИ» начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России Владимир Ефимов.

Правозащитники в такой возможности сомневаются. «Вряд ли эта практика была по всей стране. Слишком мало людей знают об этом механизме, еще меньше пытались им воспользоваться», – возражает Павел Чиков. «О том, что ФАС удовлетворяет такие ходатайства, слышу впервые», – качает головой Юлия Чекмарева. По ее словам, на помощь ФАС могут надеяться только те НКО, которые не занимаются платной деятельностью. А если организация, к примеру, выпускает книжку, она становится участником товарного рынка, и закон о конкуренции на нее уже распространяется. По словам г-на Ефимова, НКО может спасти только признание того, что она «попадает под цели предоставления государству социальной помощи». Но для этого ходатайство в ФАС должен подавать Департамент имущества.

Процедура подачи ходатайств действительно спасла некоторые организации. В ноябре прошлого года в Москве едва не выселили фонд «Право Матери», помогающий родителям погибших солдат. «Мне было 42 года, когда погиб мой сын. Жить не хотела. Церковь и Вероника Марченко (председатель правления фонда. – «НИ») спасли мне жизнь. Я прошу Вас, Владимир Николаевич, не отнимайте у нас наш дом. Потому что этот дом, Фонд «Право Матери», как бы связывает меня с сыном. Мать погибшего солдата Перкова Людмила Григорьевна». Такие письма приходили руководителю Департамента имущества Москвы Владимиру Силкину со всей России. «Мы обращались в Генпрокуратуру, в ФАС, и нам ответили: ничто не препятствует Департаменту имущества перезаключить с нами договор», – сообщила «НИ» Вероника Марченко.

Если выселенная НКО сможет найти новое помещение, ей придется проходить перерегистрацию по новому адресу. Перерегистрация длится месяц, и на это время деятельность организации будет парализована. Директор Агентства социальной информации Елена Тополева рассказала «НИ», что во многих странах есть Дома некоммерческих организаций, где они платят за аренду символические деньги. Павел Чиков предлагает определить долю помещений во всех муниципалитетах, которые должны быть предоставлены НКО, и устраивать открытый конкурс среди некоммерческих организаций на безвозмездное или льготное пользование этими помещениями.

"