Posted 6 июля 2009,, 20:00

Published 6 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:35

Updated 8 марта, 07:35

Сам себе Гиппократ

6 июля 2009, 20:00
На этой неделе должна решиться судьба учащихся Московского института медико-социальной реабилитологии (МИМСР). Руководство ведущих вузов страны примет решение об их переводе. Полгода будущие медики учились в вузе, который не имел права проводить занятия. Заплаченные за тот семестр деньги им не собираются возвращать, по

Предел мечтаний для 400 учащихся МИМСР – зачетка и студенческий билет. Полгода будущие медики проучились в вузе, который не имел права проводить занятия: с 1 января 2009 года институт был лишен лицензии, причем выпускники узнали об этом незадолго до последнего госэкзамена в начале июня.

Эксперты убеждены: в том, что молодые люди оказались в таком затруднительном положении, стоит винить не только руководство вуза. «К сожалению, у нас пока не распространен мониторинг работы институтов и университетов после лишения их лицензии, но ответственности с контролирующих органов это не снимает», – рассказал «НИ» ректор Института образовательной политики «Эврика», член Общественной палаты РФ Александр Адамский.

Интересно, что это не первый раз, когда студенты МИМСР оказываются под угрозой невыдачи дипломов. «Прошлым летом были такие же проблемы. Нам сообщили, что документа о высшем образовании мы можем не увидеть, – пояснила «НИ» бывшая студентка факультета лечебного дела Елена. – Срок действия лицензии у вуза истек раньше, чем закончился последний госэкзамен. Собирали документы с прошением продлить лицензию, и, похоже, именно она и кончилась в начале января».

Как бы то ни было, сейчас студенты остались без денег, заплаченных за полгода обучения, без диплома, а многим выпускникам пришлось отказаться от поступления в ординатуру. Последние недели молодые люди судорожно ищут возможности для перевода в другое образовательное учреждение. Все это вызывает вполне резонный вопрос: имеют ли студенты хоть какие-то гарантии в случае фактической ликвидации вуза? И если имеют, то почему продолжают происходить такие ситуации, как с учащимися МИМСР?

По закону «Об образовании» учредитель образовательного учреждения, потерявшего лицензию, обязан обеспечить перевод подопечных в другое место. На практике же всем этим предлагается заняться студентам. «Ректор нашего института Татьяна Алферова на последней встрече с нами так и сказала: хотите – переводитесь, хотите – судитесь, мне все равно», – поведал «НИ» бывший шестикурсник МИМСР Егор.

С переводом все более-менее понятно: несколько медвузов выразили желание «приютить» несостоявшихся выпускников после проверки всех документов. Студентам перезачтут некоторые экзамены и, скорее всего, сделают скидку при оплате обучения. А вот у судебного иска, который в ближайшее время намерена подать инициативная группа МИМСР, перспективы туманные. Ребята намерены вернуть заплаченные за семестр полмиллиона рублей и компенсировать моральный вред. «Вернуть деньги весьма реально, получить компенсацию за моральный вред – тоже, но в последнем случае это будут несколько тысяч рублей, – пояснил «НИ» зампредседателя Гильдии юристов и адвокатов Иван Киреев. – Можно привлечь руководство вуза к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Однако это будет довольно сложно доказать, а ответственность смехотворная: если ущерб студентов от 250 тыс. рублей до миллиона, то руководителя вуза оштрафуют на 300 тысяч рублей или арестуют на 4-6 месяцев. А вот мошенничеством эту ситуацию назвать достаточно сложно: это работает только в случае, когда студенту что-то обещали, но не предоставили. Ему обещали обучение – он его получил. Другой вопрос, что сделано это было нелегально. Вряд ли удастся доказать, что при заключении договора студенту говорили, что с документами все будет хорошо. Вот если о самом факте перелицензирования умолчали, то можно попытаться привлечь к ответственности руководство вуза за введение в заблуждение. В любом случае, надо смотреть все документы».

Как сообщили «НИ» в Комитете Госдумы по образованию, будущей осенью депутаты рассмотрят вопрос об усилении контроля над качеством образования, а также ужесточением процедуры аккредитации и лицензирования вузов.



«НИ» будут следить за развитием этой истории.

"