Posted 6 июля 2005,, 20:00

Published 6 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Тюремный принцип домино

Тюремный принцип домино

6 июля 2005, 20:00
По России катится волна тюремных бунтов с голодовкой и вскрытием вен. Заключенные протестуют против постоянных побоев, нарушений внутренних правил и плохих условий содержания. Самая громкая акция протеста прошла в Курской области, на днях к ней присоединились осужденные из Омской и Ростовской областей. Правозащитники у

История о бунте в колонии города Льгов Курской области взбудоражила российских заключенных. Вчера стало известно, что в двух областях – Омской и Ростовской – заключенные начали акцию протеста против нарушений порядка и плохих условий содержания. Вчера утром в Каминск-Шахтинске Ростовской области в исправительной колонии объявили голодовку десять заключенных, требуя изменить условия содержания. Однако уже днем с протестом разобрались. «Прокурор области связался с начальником колонии, который сообщил, что никто у них не голодает, – сообщила «Новым Известиям» старший помощник прокурора Ростовской области Елена Великова. – Кроме того, еще во вторник в колонии силами ГУИН была проведена проверка. Тогда никаких беспорядков не выявлено. Однако во избежание проблем мы направили туда сотрудника прокуратуры».

Один из сотрудников ГУИН Ростовской области, на условиях анонимности сказал «НИ», что «в стране идет компания по борьбе с представителями пенитенциарной системы. Наши противники не брезгуют никакими средствами, в том числе дезинформацией».

Между тем голодовку объявили 16 граждан Узбекистана и Таджикистана, ожидающих своей участи в Ростовском спецприемнике для незаконных мигрантов. Этот факт подтвердил «НИ» начальник отдела Управления по надзору за соблюдением федерального закона прокуратуры Ростовской области Анатолий Букин.

Еще одна акция протеста прошла вечером во вторник в Омской колонии №8. 25 заключенных порезали себе запястья рук и предплечья. Правда, надрезы были поверхностные – вены ни у кого не задеты. «Ничего страшного не произошло, просто насмотрелись телепередач о событиях в колонии города Льгова и легко поцарапали свои руки, – сказал «НИ» глава омского областного Управления по исполнению наказаний Минюста РФ Николай Папичев. – Двум протестантам только перевязали руки, а остальным помазали зеленкой предплечья, и этого хватило».

Тем не менее, по словам председателя общественного Совета при министре юстиции РФ Валерия Борщева, именно такой цепной реакции опасались в Главном управлении исполнения наказаний России, когда решался вопрос о снятии с должности начальника Льговской колонии Юрия Бушина, допустившего жестокое обращение с заключенными. «Очень долго думали – снимать начальника или не снимать, боялись, что заключенные воспримут это как свою победу и по стране покатятся бунты, подобные «принципу домино», – сказал «НИ» Валерий Борщев. – Опасность была. Но все равно решение было принято мудро».

Акция протеста в колонии города Льгова началась 27 июня. Одновременно несколько сотен заключенных начали резать себе бритвенными лезвиями руки и животы. Одними из первых об этом узнали родственники протестующих, пришедшие на свидание. Зажимая руками раны, заключенные рассказывали, что они постоянно подвергаются пыткам и избиениям со стороны администрации колонии и спецназа Управления исполнения наказаний Курской области.

Российские правозащитники тут же создали комиссию по расследованию инцидента. Однако в колонию их не пустили. «Сейчас мы работаем с родителями, которые создали свой комитет, – говорит директор общественного движения «За права человека» Лев Пономарев. – Скоро в Льгов приедут наши адвокаты, которые будут защищать потерпевших, а также, возможно, фигурантов беспорядков, против которых возбуждено уголовное дело. Мы еще не знаем, кто они. До сих пор неизвестно точное количество участников акции. Прокуратура называет 350 человек, по нашей информации протестовало в два раза больше. Кроме того, руководство колонии после начала акции вывезло в неизвестном направлении заключенных с особо тяжкими повреждениями. Как мне стало известно, в первый день вывезены 47 человек, во второй день – 20 человек, вывозили и в третий день. Их судьба нас беспокоит. Мы поддерживаем связь с родителями этих людей».

Заключенные указывали на двух человек – заместителя начальника колонии по безопасности майора Владислава Двоеносова и старшего инспектора Виктора Реутова. Именно они руководили избиениями. Позже прокуратура Курской области возбудила против майора и инспектора уголовные дела по статье 286 УК РФ «превышение должностных полномочий».

«Прокурорская проверка показала, что действительно были серьезные нарушения со стороны администрации, – сообщил «НИ» побывавший в колонии председатель общественного Совета при министре юстиции РФ Валерий Борщев. – Заключенных постоянно бил так называемый актив – другие заключенные, которые сотрудничают с администрацией колонии. Разделение на «актив» и обычных людей было гипертрофированным. Первые жили в лучших условиях. У них были свободные, просторные комнаты с одноярусными кроватями. В других помещениях на 50 кв. метров жили по 40 человек. Заключенные не могли жаловаться. Им не сообщили, что они могут писать жалобы без цензуры. Прокуратура, которая должна следить за порядком, не посещала колонию – за год в учетном журнале сделана только одна запись надзирающего прокурора. Он был 22 июня. А до этого – 16 мая там уже резались вены, и 10 июня несколько человек порезались. Прокурор на эти случаи никак не прореагировал. В настоящее время собрано 276 жалоб заключенных в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ».

Правозащитники пристально следят за развитием ситуации в тюрьмах и колониях. «Такие акции не могут возникнуть на ровном месте, – утверждает Лев Пономарев. – По прихоти вора в законе вскрыть себя сотни людей не могут. И новые акции протеста точно будут. Чтобы их предотвратить, власть должна не избивать людей, а выслушать их и устранить нарушения закона, которые там есть».



БУНТЫ В РОССИЙСКИХ КОЛОНИЯХ

В апреле 2005 года заключенные колонии №32 города Зима в Иркутской области объявили голодовку, а 10 человек пытались вскрыть себе вены. Поводом для протеста послужило появление в камерах сотрудников спецназа, которые должны были произвести плановый обыск в камере.

В августе 2004 года в городе Новокуйбышевск Самарской области в колонии строгого режима УР-65\3 произошла драка между заключенными. Был убит один человек и нанесены телесные повреждения еще четверым. Затем заключенные выдвинули ряд требований о соблюдении администрацией учреждения их прав. Работниками прокуратуры области были приняты 43 жалобы, по которым проведена проверка.

В феврале 2004-го в Санкт-Петербурге и Ленинградской области более 5000 заключенных объявили голодовку. Они протестовали против «милицейского произвола», от которого страдают осужденные в исправительном учреждении УС 20/4.

В мае 2003 года 15 заключенных Бутырской тюрьмы объявили голодовку. Они протестовали против невыносимых условий содержания. Поводом для акции стали режимные мероприятия по очищению камер от лишних вещей. У некоторых заключенных были изъяты теплые вещи, в частности зимние куртки. После разъяснений начальства люди успокоились. По другим сведениям, «тихий бунт» в Бутырке был жестоко подавлен администрацией СИЗО. В прекращении голодовки принял участие спецназ.

В 2003 году в детской колонии Казани также произошел бунт против ужесточения требований внутреннего распорядка. В нем участвовали свыше 50 подростков 14–18 лет, в основном осужденные за тяжкие преступления. Наточенными камнями, осколками стекол и бритвенными приборами они нанесли себе раны. 8 человек вскрыли вены. Еще 32 человека нанесли себе легкие ранения, имитируя вскрытие вен.

В феврале 2002 года в колонии строгого режима в поселке Славяновка Калининградской области несколько заключенных вскрыли себе вены, протестуя против плохих условий содержания. Большинство из них являлись ВИЧ-инфицированными.

"