Posted 7 июня 2019,, 12:04

Published 7 июня 2019,, 12:04

Modified 7 марта, 15:40

Updated 7 марта, 15:40

Арест главы «Тольяттихимбанка» - кто в ответе за чужое имущество?

Арест главы «Тольяттихимбанка» - кто в ответе за чужое имущество?

7 июня 2019, 12:04
Сегодня, когда, казалось бы, «лихие 90-е» давно позади, истории о рейдерском захвате звучат совсем дико. Но, к сожалению, они не редки. Как оказалось, один из таких захватов происходит прямо на наших глазах.
Сюжет
Банки

Больше 55 процентов российских бизнесменов не доверяют судебной системе, почти две трети предпринимателей считают ее необъективной. Кроме того, 70 процентов считают ведение бизнеса небезопасным. Такие данные опросов, проведенных Федеральной службой охраны об отношении предпринимателей к судам озвучил в своем выступлении на сессии Петербургского международного экономического форума глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

В качестве примера Кудрин вспомнил о рейдерском захвате в романе Александра Пушкина «Дубровский»: «У этого есть последствия, появляется бунтовщик, не согласный с общими правилами, — рассказал Алексей Кудрин. — Должен сказать, что это давно было, но у нас иногда встречаются похожие ситуации сейчас».

Ободной такой истории в эфире «Эха Москвы» рассказал адвокат Олег Кононенко. Речь идет об аресте предправления «Тольяттихимбанка» Александра Попова. Ему было предъявлено сразу несколько обвинений: в участии в преступном сообществе с использованием служебного положения, в двух преступлениях, связанных с незаконным отчуждением имущества, принадлежащего компании «Тольяттиазот» и еще в двух преступлениях - уклонении от уплаты налогов компаний «Родничок» и «Контаз».

Странность и запутанность уголовного дела состоят в том, что реальной связи между «Тольяттихимбанком», которым руководит Александр Попов и «Тольяттиазотом», по словам адвоката, практически нет: «Ни Попов Александр Евгеньевич, ни «Тольяттихимбанк» никогда не являлись не акционерами, не входили в органы управления компании «Тольяттиазот», не принимали никаких решений, направленных на отчуждение имущества… По моему мнению, одна претензия у следствия, что в «Тольяттихимбанке» был открыт расчетный счет компании «Тольяттиазот». Как и компании, которые уклонялись от уплаты налогов, «Родничок» и «Контаз», - подчеркнул Олег Кононенко в беседе с журналистом радио «Эхо Москвы».

Обвинение в незаконном отчуждении конкретного имущества в данном случае выглядит совсем искусственно. Если забыть, что «Тольяттихимбанк» номинальным держателем и депозитарием крупного пакета акций ПАО «ТОАЗ». И тогда получается, что глава «Тольяттихимбанка» Александр Попов – невольный заложник ситуации вокруг предприятия, которое уже не первый год сотрясает конфликт акционеров.

По мнению защиты, на примере данного ареста правоохранительные органы показывают серьезность своих намерений и используют обвинение по статье 210 «Создание преступного сообщества», чтобы иметь возможность избрать меру пресечения в связи с тяжестью предъявленного обвинения и продлить период следствия на совсем неопределённый срок.- По остальным преступлениям, которые предусмотрены частью 4 ст. 159, частью 2 ст 199, «Неуплата налогов» уже истекли десятилетние сроки давности по привлечению к уголовной ответственности. При таких обстоятельствах, если бы вменялись только данные преступления, ни один суд бы не избрал такую строгую меру пресечения, как заключение под стражу. А в связи с тем, что было возбуждено в мае уголовное дело, в том числе и по ст. 210, как раз усилило позицию следствия и позволило заключить Попова под стражу и продолжить следствие еще достаточно долгое время, - рассказал Олег Кононенко.

Александра Попова арестовали 31 мая, в данный момент он находится в изоляторе временного содержания и ожидает перевода в следственный изолятор. В связи с необоснованными обвинениями в свой адрес уже 7 дней он не принимает пищу. Ожидается, что в заключении глава «Тольяттихимбанка» проведет два месяца – до 31 июля 2019 года. Эксперты опасаются, что в скором времени справедливого разрешения этой абсурдной истории не предвидится - при таком серьезном настрое, правоохранительные органы будут и дальше пытаться сомнительными путями продлить срок заключения. Защита Александра Попова настроена чуть более оптимистично и надеется на законность предстоящего расследования дел: «С нашей стороны будут собраны доказательства, которые опровергают позицию следствия. Будем надеяться, что органами предварительного следствия данные аргументы будут оценены по закону. И следствием будет принято решение по изменению меры пресечения. И прекращение в отношении Попова уголовного дела», - подчеркнул Олег Кононенко.

Очевидно, на это же надеется и коллектив банка, опубликовавший сегодня открытое письмо на имя Президента.

Вообще такие истории, как обвинение бизнесменов в создании преступного сообщества и последующие аресты в последнее время становятся предметом общественного обсуждения. Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов и другие эксперты и представители юридического сообщества неоднократно поднимали вопрос о порочной практике правоохранительных органов, заявляя о необходимости в изменении законодательства. Требуется четкая градация между гражданско-правовыми и уголовно-правовыми деяниями – чтобы можно было четко разделить, например, мошенничество и неисполнение обязательств в гражданско-правовой сфере. Ведь если каждый председатель правления банка будет перед следствием отвечать за сотни тысяч нарушений юрлиц, у которых открыты счета в банке, то у нас ни одного председателя правления банка на свободе не останется.

"