Posted 6 июня 2010,, 20:00

Published 6 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:06

Updated 8 марта, 07:06

Охота на работу

Охота на работу

6 июня 2010, 20:00
Конец учебного года и начало летних каникул традиционно сопровождаются резким ростом безработицы. На рынок труда выходят старшеклассники, выпускники школ, студенты и дипломированные специалисты. При этом успех при охоте за вакансиями им вовсе не гарантирован: например, к концу прошлого года четверть безработных молодых

Власти регионов по-разному стараются решить эту проблему: выделяют «малолетние» квоты для предприятий, организуют ярмарки вакансий, доплачивают компаниям за студентов-практикантов, а также отправляют молодежь на стройки. Сами молодые люди участвуют в административных инициативах не очень-то активно. Дело в том, что подавляющее большинство работодателей до сих пор видят в молодых людях «ноги», а не «голову» или хотя бы «руки».

В конце мая в Москве прошла крупнейшая ярмарка вакансий для школьников. Как сообщили организаторы мероприятия, в этом сезоне наблюдается повышенная трудовая активность горожан подросткового возраста. Многие из них поняли, что родители теперь неохотно расстаются с деньгами (не то что до кризиса), а значит, надо зарабатывать самостоятельно. Самая популярная вакансия на ярмарках труда – курьер, следом – промоутер. Причем промоутеру вовсе не обязательно раздавать листовки у метро: в одном торговом центре требуется жарить сосиски на улице, рекламируя шампуры и мангалы, а другая компания ищет людей, которые могли бы раздавать орешки. Среди мальчиков популярна работа в точках общепита, разносчиками пиццы, рекламных газет или расклейщиками объявлений. Школьницы нередко становятся консультантами косметических компаний. Некоторые фирмы принимают на работу с 14 лет. Впрочем, работодатели не очень охотно берут к себе несовершеннолетних сотрудников: по закону прав у таких работников очень много, а вот обязанностей почти никаких.

Городские власти чаще всего предлагают работу по благоустройству территории, как правило, это связано с озеленением. Многие школы также привлекают учеников к облагораживанию облика заведения. Правда, обычно стирают занавески и оттирают жвачку с пола школьники совершенно бесплатно. А вот в Чите в течение недели ремонтировать школы будут подростки из малоимущих семей – за это они получат 2,5 тыс. рублей. Если такая форма занятости не по нраву, то можно найти небанальные профессии на лето. Например, выгуливать соседских собак, стать репетитором для учеников младших классов, поучаствовать в массовке при съемках кино или музыкального клипа или даже стать моделью в рекламе средства от прыщей. Однако, как предупреждает психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха, стоит помнить, что каникулы должны быть посвящены еще и отдыху. Несмотря на то что происходит смена деятельности, периоды релаксации очень важны для растущего организма.

Скрипач не нужен

Вопрос, можно ли успешно совмещать работу с учебой, не дает покоя многим специалистам. В последнее время делать это становится все сложнее, отмечают эксперты. «Три-четыре года назад наметилась следующая тенденция: работодатели все менее охотно берут на постоянное место людей с незавершенным высшим образованием, – рассказала «НИ» руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-Центра» Марина Красильникова. – Компании предпочитают брать квалифицированного специалиста, которого, возможно, надо переучивать, зато голова у него не будет забита зачетами». Все, на что может рассчитывать студент, если ему не повезло с оплачиваемой практикой от университета, – физический низкооплачиваемый труд, обычно в стройотрядах.

Между тем намного более эффективным было бы привлечение студентов в творческую сферу. «Современная молодежь, как правило, неплохо владеет иностранными языками и легко осваивает современные информационные технологии», – заявил «НИ» президент рекрутингового портала Superjob Алексей Захаров. По мнению социального психолога Натальи Варской, в последнее время все больше студентов предпочитают уходить от рутинной работы в офисе. «Нельзя сказать, что они ленивые: в том, что им нравится, они преуспевают и занимаются этим круглосуточно, порой даже бесплатно, – пояснила «НИ» эксперт. – Другое дело, что старшее поколение считает таких работников бездельниками». Кроме того, студенты могли бы выгодно использовать особенности своего статуса. На недавнем заседании Мосгордумы прозвучало предложение создать курьерскую сеть для подростков. Наличие свободного времени, юный возраст, при котором семь верст – не крюк, а также льготный студенческий проездной делают эту инициативу вполне реальной.

Впрочем, власти всерьез намерены избавиться от фольклорного стереотипа «два студента и лопата заменяют экскаватор». К примеру, московских студентов ждут в различных структурах, подведомственных столичной мэрии. Для молодых людей – выпускников 2009–2010 года и/или несовершеннолетних граждан – в московских компаниях численностью больше 100 человек работает специальная квота в размере 2%. Если студент работает в нужных для города, но бедных предприятиях, столица обеспечивает ему трехмесячную прибавку к зарплате. За этот срок сотрудник либо прикипит к месту душой, либо получит нужный опыт и пойдет искать счастья в другой компании.

Хочется трудиться в банке, а приходится на обувной фабрике.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Учить – не переучить

Выпускники вузов, напротив, нацелены на серьезные и длительные «отношения» с работодателем. Увы, это желание не всегда взаимно. По данным опроса, проведенного компанией Superjob, более трети предприятий и организаций не готовы принять в штат сотрудников без опыта работы: нет возможностей обучить новичков. Есть и другие причины, по которым фирмы не следуют лозунгу «молодым везде у нас дорога». «Сейчас компании все чаще используют схемы срочного трудового контракта, чтобы обезопасить себя от «лишней» рабочей силы, – пояснила «НИ» Марина Красильникова. – Конечно, они предпочитают брать на место людей с высшим или специальным образованием, но наличие диплома вовсе не может гарантировать трудоустройства. При этом с одной стороны компании говорят о падении качества образования, а с другой – отводят довольно короткий срок для обучения сотрудника «под себя». За пару месяцев невозможно исправить пробелы, оставленные пятью годами в вузе, специалиста просто подгоняют под рабочее место».

Инерционность отечественной системы образования – главная причина плачевной ситуации на рынке молодежного труда, убеждены эксперты. «В выпускнике работодатель получает набор теоретических знаний и маленький практический опыт, – говорит «НИ» директор по коммуникациям Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) Ольга Каменчук. – Наше образование до сих пор отличается фундаментальностью и малой практичностью. Ведущие вузы стараются изменить ситуацию, но выпускникам все равно говорят, чтобы они забыли все, чему их научили».

Высшая школа просто не успевает за колебаниями в сфере трудоустройства, а если и пытается идти в ногу со временем, то оказывается, что такие шаги никому не нужны. К примеру, логично предположить растущую востребованность таких инновационных специальностей, как энергосберегающие технологии или робототехника. Остро не хватает специалистов реального сектора экономики, сферы высоких технологий, инженеров, а также врачей и педагогов. Конкурс на эти профессии порой в разы меньше, чем на какой-нибудь факультет менеджмента. Однако молодежь по-прежнему дерется за возможность стать журналистом, пиарщиком, экономистом или юристом. «Самые желанные для выпускника специальности – банковский и нефтегазовый секторы, хотя в кризис их позиции несколько пошатнулись, – полагает Ольга Каменчук. – Зато госслужба стала набирать очки. Считается, что она более стабильна. Культура, образование, наука остаются в хвосте предпочтений, как и творческие специальности».

Отсидка в «медвежьем углу»

В деле трудоустройства выпускников есть еще одна серьезная проблема. 50% выпускников-бюджетников не работают по специальности, причем среди медиков и педагогов показатель достигает 70%. «Первая выбранная профессия зачастую оказывается неверной, особенно у мальчиков, – утверждает социальный психолог Наталья Варская. – Они идут, куда взяли, лишь бы в армию не попасть. Кроме того, в таком возрасте трудно определиться с тем, чего хочешь». По данным руководителя столичного департамента труда и занятости населения Олега Нетребского, достаточно серьезную часть вчерашних студентов приходится отправлять на переобучение. «Полученная ими профессия оказывалась невостребованной, но были случаи, когда сами ребята после завершения образования передумали работать по специальности, – пояснил «НИ» глава департамента. – Правда, нередко молодежь выбирает варианты переобучения, которые красиво и престижно звучат, не вникая в специфику профессии». «Работы по профориентированию сегодня не ведется, а количество специальностей увеличивается, – говорит Татьяна Муха. – Обычно школьники рассуждают, что хотят быть менеджерами, может быть, по туризму. Но что это собой представляет, мало кто из них знает».

«Не можете научить – так хоть рабочим местом обеспечьте», – такова логика российских чиновников по отношению к вузам. Планируется, что вузы, чьи «питомцы» регулярно остаются без работы, будут трудоустраивать выпускников в обязательном порядке. Эта инициатива перекликается с другой идеей на образовательном поле – государственным распределением, возврат к которому Госдума обсуждает не первый год. Распределение может в два счета превратиться в низкооплачиваемую отработку. Понятно, что медик или педагог, оттрубив от звонка до звонка в «медвежьем углу», сбежит не только из сельской местности, но и из профессии вообще. «Мы по-прежнему вместо того, чтобы поднимать заработную плату и улучшать условия труда, хотим заслать подальше тех, кто не сумел от этого отказаться, – уверен проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович. – В экономике это называют «отрицательный отбор». Так мы только усугубим ситуацию в сферах, где не хватает кадров». Для того чтобы этого не произошло, эксперты предлагают ввести частичное распределение в самых «безработных» регионах, при этом государство должно обеспечить выпускникам ссуду на жилье, а также определенные дотации и доплаты.

В ЭТОМ ГОДУ В США ЧЕТВЕРТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ПРИНЯТЫ НА РАБОТУ ЕЩЕ ДО ОКОНЧАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Статистики, рассказывающей о трудоустройстве старшеклассников на работу в летний период, в США нет. Она отсутствует, как рассказала «НИ» администратор одной из чикагских школ Розалина Росси, потому, что, как правило, ученики старших классов не ищут работу летом. «Это единичные случаи. Во-первых, потому, что в летние месяцы учащиеся посещают дополнительные компьютерные классы, а также классы по математике и литературе. А во-вторых, потому, что подавляющее число учеников старших классов участвуют в состязаниях на первенство местных школ по футболу, теннису, волейболу и другим видам спорта, – пояснила г-жа Росси «НИ». – К тому же на какую работу они могут рассчитывать, не имея профессиональных знаний и опыта? Уборка улиц? Развозка продуктов по заказам ресторанов?».
Совершенно по-иному дела обстоят у выпускников университетов и колледжей. Их устройством на работу занимаются общенациональная ассоциация трудоустройства студентов (National Association of Colleges) и соответствующие службы в высших учебных заведениях. Минимум за три месяца до окончания учебы в вузах эти организации рассылают выпускникам аппликации. Эти заполненные формы рассылаются по всем компаниям соответствующего профиля. До получения дипломов выпускники вузов получают ответы на свои запросы – приняты они на работу или нет. В числе счастливчиков оказалась и дочь знакомого корреспондента «НИ» – Жаклин Шарф, выпускница чикагского университета ДеПол (DePaul University). «Я была ужасно рада, получив работу еще до окончания университета, – сказала Жаклин, принятая на должность менеджера администрации одной из чикагских фирм. – Сейчас конкуренция на получение работы, как никогда, очень-очень острая».
Общенациональная ассоциация трудоустройства студентов только что завершила статистические отчеты о численности выпускников высших учебных заведений, принятых работу, как и Жаклин Шарф, еще до получения дипломов. «В этом году прием на работу наших выпускников вырос на 36%», – поделилась с «НИ» Марта Друска, директор службы трудоустройства Чикагского университета (University of Chicago). Это рекордный результат – на 23% больше, если сравнивать с данными прошлого года». Такой рост численности принятых на работу выпускников в известной мере объясняется высокой репутацией Чикагского университета. В целом же по стране до 1 июня, то есть еще до окончания учебного года, было принято на работу 24,4% выпускников, заранее заполнивших свои аппликации. В прошлом году этот показатель составлял 19,7%. «Трудовой рынок постепенно оживает, и мы надеемся на лучшее», – комментирует «НИ» эти цифры Марта Друска.
В этом году несколько изменился перечень самых востребованных в стране профессий. Если в прошлом году первое место в этом списке занимали врачи, в особенности кардиологи и хирурги, то в нынешнем году, по данным National Association of Colleges, «пальма первенства» принадлежит финансистам, которые требуются сегодня во многих банках и крупных финансовых компаниях. В целом по стране до 1 июня были приняты на работу 36,8% выпускников, получивших эту специальность. Далее следуют математики, компьютерщики, инженеры и управленцы.
Борис ВИНОКУР, Чикаго


В ПОЛЬШЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ФИРМЫ САМИ ПРЕДЛАГАЮТ СТУДЕНТАМ РАБОТУ

Бары, рестораны, кафе, магазины, супермаркеты... Согласно проведенным в Польше в конце мая социологическим исследованиям, это именно те места, где чаще всего работают польские студенты начальных курсов. И работодатели охотно заполняют вакансии за счет молодежи. Никаких налоговых преференций фирмам, привлекающим на работу студентов, это не дает, но кто же откажется от креативной и дешевой рабочей силы? В среднем за ту же работу, которую выполняет профессионал со стажем, студент получает в полтора-два раза меньше. В Варшаве, например, ставка студента колеблется в пределах 8–10 злотых в час (около 2,5–3 долларов США). С приближением летнего сезона в газетах появляется множество объявлений о приме на работу студентов. По результатам уже упомянутого нами соцопроса, периодически или постоянно в Варшаве работает каждый второй учащийся вуза. Любопытно, что на вопрос о причине, побуждающей работать, каждый третий респондент ответил: «от скуки». Каждый четвертый студент работает постоянно в течение всего года и отдыхает только во время сессий. Преподаватели смотрят на работающих студентов лояльно, даже приветствуют такую инициативность. Особенно это касается старшекурсников, поскольку, начиная с третьего-четвертого года обучения, почти все студенты устраиваются работать или подрабатывать по специальности. Правда, работающий студент не может рассчитывать на снисходительное отношение преподавателя во время сессии – работа не является индульгенцией при сдаче экзаменов. Крупные юридические, маркетинговые, фармацевтические фирмы сами ищут студентов-старшекурсников, предлагая им обычно должность ассистентов и подгоняя таким образом теорию к практике. Чтобы к моменту получения диплома молодой работник был уже вполне квалифицированным специалистом.
Нередко студенты выезжают работать в другие страны ЕС – на сбор сельскохозяйственных культур, в дома опеки, официантами в кафе и бары, просто дворниками, студенты медвузов – младшим медицинским персоналом. Знакомый корреспондента «НИ» студент пятого курса Варшавского политехнического факультета Павел три года подряд ездил во время каникул в Великобританию подрабатывать дворником. По его словам, за время каникул ему удавалось заработать столько, что, помимо оплаты за учебу, оставалась приличная сумма на «мелкие радости». К тому же за время работы в Манчестере парень прилично подтянул свой английский. Работать, по крайней мере, в период каникул считается в кругах польской студенческой молодежи хорошим тоном. Даже ребята из очень обеспеченных семей хотя бы на лето утраиваются на временную работу, чтобы не сидеть на шее у родителей.
Виктор ШАНЬКОВ, Варшава

"