Posted 6 июня 2006,, 20:00

Published 6 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:03

Updated 8 марта, 09:03

Декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Ясен Засурский

Декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Ясен Засурский

6 июня 2006, 20:00
В Москве в понедельник открылся Всемирный газетный конгресс и Международный форум редакторов. На этом саммите СМИ резкой критике и осуждению подверглась ситуация со свободой прессы в России. В частности, было заявлено, что отечественные издания оказались под контролем государства. О современном состоянии отечественной

– Ясен Николаевич, вы уже столько лет воспринимаете, так сказать, воочию процесс развития российской журналистики. Можете отметить последние тенденции?

– Прежде всего это некоторое уменьшение политизации СМИ, больше внимания уделяется общечеловеческим, глобальным проблемам – проблемам экологии, защиты окружающей среды, проблемам воды, продовольствия, межкультурным проблемам. И поэтому на факультете мы вводим новые специализации, такие, например, как здравоохранение. Чтобы наш выпускник мог со знанием дела писать о проблемах не медицины, конечно, а здравоохранения. Многих ведь интересует, почему вредно курить и как бороться со СПИДом. Важно научить людей поддерживать свое здоровье. Кстати, излишняя политизация часто разделяет общество, и оно не может собраться и решить все эти глобальные проблемы.

– Вы говорите о снижении политизации, но многие сейчас отмечают связь СМИ и государства. Так, в частности, глава Всемирного газетного конгресса Гевин О’Рейли заявил в понедельник на открытии Международного форума главных редакторов, что российские СМИ, оказались под контролем государства и региональных чиновников...

– Я думаю, что государство и СМИ это разные ветви жизни общества. Государство заботится о защите границ, о сохранении среды, о поддержке финансов. А СМИ выдвигают те проблемы, которые необходимо решать. И роль СМИ очень велика: взаимодействие журналистики с государством подталкивает государство к решению проблем. И в этом государство и СМИ – партнеры. И здесь очень важно, чтобы журналисты имели доступ к информации и всестороннему анализу ситуации с тем, чтобы политизация не мешала решению проблем и развитию свободной человеческой личности.

– А как вы считаете, есть в нашем обществе доступ журналиста к информации?

– Я думаю, что он есть, но должно быть больше доступа к официальной информации.

– Вы часто говорите, что свобода слова зависит от самого журналиста…

– А также от смелости, от умения поставить проблему и отстаивать ее.

– Но мало журналисту хотеть быть независимым, нужно еще, чтобы у самих изданий была потребность в свободе слова. Как быть в такой ситуации?

– Вы понимаете, без свободы слова люди не смогут знать, что происходит в обществе. А это очень опасно. Наша информационная безопасность зависит от уровня информированности нашего населения. Чем более оно информировано, тем более активно оно участвует самостоятельно в решении проблем, которые встают перед обществом. Особенно прозрачной должна быть деятельность государства. Это суть концепции гласности. Если журналисты стремятся к гласности, то они найдут редакции, в которых приветствуется свобода слова. Такие СМИ есть. Вот, например ваша газета.

– Перед начинающим журналистом часто встают вопросы этики. Ответы дают кодексы профессиональной этики, российские, иностранные и международные. Как вы считаете, нужно ли более пристально изучать эти документы?

– Я думаю, что этому нужно уделять внимание не только в теории, но и на практике. У нас есть учебная газета и в ходе ее подготовки мы сталкиваемся с этическими проблемами, когда журналист должен решить, например, печатать статью или не печатать. Мы должны помочь ему сделать правильный выбор. Есть ведь общечеловеческая этика, а есть профессиональная этика. Журналист, например, не должен заниматься скрытой рекламой. Есть соответствующие правила. Студенты должны учиться на живых примерах, при выпуске учебных газет, учебных радио и телепередач.

– Кодекс профессиональной этики российского журналиста был принят еще в 1994 году. Какие бы пункты вы в него добавили бы сегодня?

– Сейчас нужны специальные моменты, связанные с борьбой против терроризма, а также с ксенофобией, шовинизмом. И обязательно пункт, связанный со скрытой рекламой. Когда журналисты пишут тексты и получают за них деньги не от редакции, а от тех, кто заинтересован в публикации.

– Ясен Николаевич, вы уже много лет возглавляете один из лучших факультетов одного из лучших вузов России. Как вы считаете с высоты вашего богатого опыта – журналистами становятся или все-таки рождаются?

– Сейчас журналистика благодаря новым технологиям далеко ушла. И журналист оснащен множеством путей доступа к информации – через Интернет, через сотовый телефон. Развивается новый вид журналистики – мобильная журналистика. Мы подготовили книгу о мобильной журналистике. Ко мне подошли, говорят: «Давайте мы вашу книгу выпустим в мобильном издательстве, чтобы ее можно было читать в сотовом телефоне». Сейчас столько много возможностей для получения и распространения информации, что для того, чтобы работать в этой сфере, нужны специальные навыки. Талант тоже важен, ведь слово – главное. Можно научить владеть словом, а таланту научить нельзя. Поэтому мы проводим творческий конкурс. Но важна еще и преданность профессии, трудолюбие. Бывает, что люди, владевшие словом и талантом, не раскрылись потому, что они мало работали. А люди, которые не подавали признаков талантов, выходили на значительные достижения.

– Ясен Николаевич, сегодня на факультете пройдет день встречи выпускников, почему выбрали именно 7 июня?

Г-н Засурский всегда открыт для общения.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

– Дело в том, что в 1952 году именно в этот день было подписано постановление о создании нашего факультета на базе отделения журналистики филологического факультета и редакционно-издательского факультета полиграфического института. Собственно, с этого дня наш факультет стал существовать как самостоятельная единица. А первый прием был сделан раньше – в 1947 году, когда было открыто отделение журналистики. К 1952-му году появились первые выпускники. Традиция встречи выпускников родилась года два тому назад. До этого мы собирались третьего мая. Это совпадало с майскими праздниками, и было неудобно, и тогда мы перенесли встречу на день реального создания нашего факультета.

– Чем эта встреча выпускников будет отличаться от остальных?

– Курс, который закончил факультет 50 лет назад, подготовит свою газету, посвященную выпуску. Среди представителей того курса – заведующий кафедрой экономической журналистики и рекламы профессор Владимир Горохов. Будет проведена экскурсия по факультету, ведь у нас появилось много нового. Например, новая лаборатория конвергенции средств массовой информации и мультимедийной журналистики. Там готовят универсальных журналистов, которые смогут писать и для газеты, и для радио и телевидения, и для Интернета. То есть один сюжет будет разрабатываться для разных форм СМИ одним человеком.

– Говорят, вы помните чуть ли не всех выпускников журфака?

– Ну, всех я помнить не могу – наш факультет закончило около 20 тысяч человек. Но я знаю многих выпускников. Мы издаем регулярно книги, посвященные факультету. Уже вышло 3 тома, в будущем году выйдет еще один. Там будет список всех выпускников. Каждый год мы выбираем почетного выпускника. В этом году избрали актрису Художественного театра Ию Саввину.

– А что нужно сделать, чтобы стать почетным выпускником?

– Нужно привнести вклад в развитие культуры, журналистики. У нас почетными стали выпускники Отто Лацис, Марк Разовский, Виталий Игнатенко, Алексей Аджубей.

– Профессия журналиста так же популярна среди школьников, как и раньше?

– Пока популярность велика, у нас в этом году значительно больше было заявлений от абитуриентов, чем в прошлом. Но нужно понимать, что выпускник журфака завершает свое профессиональное образование уже в редакции. Бывают разные выпускники. Однако мне кажется, что то образование, которое получают наши выпускники, позволяет им успешно работать на радио, телевидении, в печати. И мы стремимся все время совершенствовать наше обучение. Сейчас у нас строится новая радиостанция на цифровых технологиях. Появилась лаборатория конвергенции, вводятся новые специализации по дизайну, по экономике и теории СМИ. Так что мы учитываем потребности рынка и стремимся быть ближе к профессионалам, к тем, кто работает в СМИ.

"