Posted 6 июня 2006,, 20:00

Published 6 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:03

Updated 8 марта, 09:03

Надежды и сомнения

Надежды и сомнения

6 июня 2006, 20:00
Сегодня хороший детский сад найти труднее, чем хорошую школу. В некоторые из них детей записывают за два года вперед. Поэтому, прежде чем отдать ребенка в дошкольное учреждение, родители все чаще задумываются: а что детский сад дает детям? Может, лучше няню пригласить?

На эту тему размышляют детские психологи Ольга КРУШЕЛЬСКАЯ, Антонина ТРЕТЬЯКОВА и врач-педиатр, профессор Владимир ТАТОЧЕНКО.



В детском саду есть коллектив сверстников

«ЗА» – И это хорошо. Потому что в 3–4 года у малыша появляется потребность общаться не только со взрослыми членами семьи, но и с детьми. А польза от общения с детьми – огромная. С детьми можно общаться на равных. Со взрослыми не поспоришь, ими не покомандуешь. А в детском саду можно найти приятеля, равного по силам и интеллекту. В игре и командовать им, и подчиняться ему. Играя с ровесниками, малыш уверен, что ни один из них добровольно не уступит победы, как мама или папа. Поэтому, выиграв, он знает, что действительно был лучшим. А, проиграв, получает опыт честного проигрыша в равной борьбе. Это очень важно. Ребенок, который растет с убеждением, что его удел – сплошные победы, обречен на тяжелые переживания в будущем.

«ПРОТИВ» – Кто сказал, что друзей для совместной игры находят только в детском саду? С ровесниками можно познакомиться на детской площадке, в кружке рисования, танцев, в школе раннего развития, куда обычно водят «домашних» детей, в своем же подъезде... Конечно, в этом случае общения у детей будет меньше, зато вы можете подобрать малышу друзей из семей вашего круга.



В детском саду нет мамы

«ЗА» – И это может даже пойти на пользу детям избалованным, единственным и поздним в семье. Поможет им вовремя понять, что не все будут исполнять их желания, не все будут ими восхищаться.

«ПРОТИВ» – Расставание с мамой, с домом на целый день – огромный стресс для ребенка. А детство, проведенное в семье, дает человеку ощущение защищенности, уверенности в тылах на всю остальную жизнь.



В детском саду есть воспитатели

«ЗА» – В общении с ними ребенок научится слушаться и понимать требования не только родителей, но и чужих взрослых. Это хорошая подготовка к школе.

«ПРОТИВ» – Воспитатель может оказаться человеком добрым и ласковым, а может – грубым и злым, так что если ваш малыш неохотно общается с воспитателем, хотя без проблем остается под присмотром других взрослых (соседей, дальних родственников), подумайте о смене группы (или детского сада).



В детском саду дети живут по режиму, сбалансированно питаются и получают все необходимые прививки

«ЗА» – Дома редкая мама или бабушка выдерживает необходимый ребенку режим. То пообедали поздно, то гулять не пошли. Домашние дети обычно ложатся ближе к полуночи, днем вообще часто не спят. А в саду все днем спят, даже те, кто дома отказывался от послеобеденного отдыха.

В саду дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов. И никаких деликатесов, вызывающих ожирение или гастрит. И едят они неплохо, глядя на своих товарищей. А как малыши едят дома? Часто с капризами и уговорами.

«Садовские» дети все положенные прививки получают вовремя, согласно прививочному календарю. А за родителями «домашних» детей педиатрам иногда приходится бегать, чтобы убедить их привить ребенка.

И даже то, что дети, поступив в детский сад, начинают больше болеть, тоже хорошо. Болеют они не потому, что «ослабленные» и не потому, что воспитатели и нянечки – не внимательные, «простужают» детей. Просто ребенок, пришедший в новый коллектив, встречается там с большим количеством новых вирусов, которые другие дети принесли в сад из своих семей. Но иммунитет после перенесенных ОРВИ сохраняется несколько лет, поэтому, познакомившись с самыми распространенными вирусами в детском саду, ребенок будет меньше болеть в школе.

«ПРОТИВ» – У некоторых малышей возникают аллергические реакции на самые распространенные продукты питания – молоко, пшеницу, яйца, а отдельное меню им никто готовить не будет. Кроме того, у аллергиков особый иммунный ответ на вирусные инфекции. Их организм во время простуды вырабатывает меньше «хороших» антител, так что у таких детей не возникает стойкого иммунитета к перенесенному вирусу, а за время болезни у них вырабатываются «аллергические» антитела, которые усиливают дальнейшие аллергические реакции.



В саду детей готовят к школе

«ЗА» – Там музыкальный работник занимается с ними пением и танцами. В режиме дня специально выделено время для лепки и рисования. Во многих садах есть логопед. Детей старшей группы учат читать и считать.

«ПРОТИВ» – Практика показывает, что собеседования в первые классы престижных школ лучше проходят дети, которых готовили дома. У «домашних» детей более развита речь, богаче словарный запас, и это понятно – они больше общаются со взрослыми. Они обычно лучше читают, считают и пишут, чем «садовские» дети, потому что именно на чтение и счет нажимают родители, когда занимаются со своими детьми. А для занятий музыкой и живописью существуют школы раннего развития, творческие студии и кружки.

Какая модель дошкольного воспитания близка именно вам – решайте сами. Главное, что у родителей теперь есть выбор: малыша можно отдать в сад в три года, а можно и в пять, садик может быть районным, а может быть частным, а для домашних детей существует целая палитра разнообразных детских коллективов, где можно и получить развитие, и найти друзей.

"