Posted 7 июня 2005,, 14:05

Published 7 июня 2005,, 14:05

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

«Джихад» под водку: 3 жителям Адыгеи вынесен приговор

7 июня 2005, 14:05
«Джихад» под водку: 3 жителям Адыгеи вынесен приговор

Трое преступников, захвативших в начале марта этого года заложника в Юбилейном микрорайоне Краснодаре, приговорены к различным срокам – 12 и 13 лет лишения свободы. Краснодарский краевой суд признал их виновными по статьям «Разбой» и «Захват заложников». Вместе с бандитами осужден сотрудник ГУВД края, передавший им оружие.

6 марта этого года около 19.30 трое людей в масках, вооруженные обрезом охотничьего ружья, проникли в квартиру Николая Мацака – охранника частной фирмы, который в свободное время занимался перепродажей валюты. Они нанесли хозяину ряд увечий и, угрожая убийством, заставили его выдать хранящиеся в квартире деньги на общую сумму почти 450 тыс. рублей. Но хозяин квартиры успел нажать кнопку вызова милиции. На лестничной клетке грабители натолкнулись на прибывших бойцов отдела вневедомственной охраны при УВД Западного округа г. Краснодара и вернулись в квартиру, запрев дверь. Прибывшие на место происшествия сотрудники милиции увидели, что преступники вывели Мацака на балкон и, переставив к голове обрез, объявили его заложником. Сразу после поступления сигнала о захвате заложников был создан совместный штаб ФСБ и ГУВД края по их освобождению, весь район был оцеплен подразделениями милиции и спецназа. Через некоторое время приехали и.о. главы администрации Краснодара Владимир Евланов и вице-губернатор Кубани Мурат Ахеджак, адыгеец, родом из соседнего с налетчиками аула. Ахеджак пытался договориться с грабителями, но безуспешно. В ходе оперативных мероприятий был установлена машина, на которой налетчики прибыли к месту грабежа. Наряду с полученной в ходе переговоров информацией, это помогло установить личности преступников, а также их родных и близких. Оказалось, что в квартире находятся уроженцы Адыгеи Аслан Тлеап, Юрий Тлепсукай и Руслан Совмиз. Родственников грабителей привезли в Краснодар из Адыгеи, однако переговоры с их участием также ни к чему не привели. Все это время правоохранительные органы готовились к штурму, на крышах соседних домов были размещены снайперы. Жителей дома в доме № 33 по ул. Думенко, где и произошел захват, эвакуировать не стали, однако запретили выходить на улицу и блокировали вход в подъезд.

Через три с половиной часа переговоров террористы прокричали с балкона об объявленной ими «священной войне джихада». Тогда и был отдан приказ о начале штурма. Бойцы спецподразделений поднялись по веревкам на балкон захваченной квартиры и проникли в комнату, где находились заложники. Несколько секунд спустя они уже выводили террористов. «Вообще-то в отношении террористов мы принимаем самые жесткие меры, ведем огонь на поражение, – заявил начальник ГУВД Краснодарского края Сергей Кучерук. – Но когда появились рыдающие матери этих ребят, упали перед нами на колени... Пожалели мы щенков».

Родители и друзья подсудимых сейчас утверждают, что трое жителей Адыгеи не имели намерения грабить и захватывать заложника, а просто пришли к своему знакомому, чтобы потребовать вернуть долг. Кроме того, подсудимые утверждали, что их единственным условием освобождения заложника было позволить им допить бутылку водки, причем заложник пил вместе с ними. «Мой сын поступил как нашкодивший мальчишка – набедокурил и решил спрятаться», – сказала после вынесения приговора Мариэт Совмиз, мать одного из подсудимых. «Когда хозяин квартиры вызвал милицию – дети испугались и от страха закрыли дверь, – объяснила мать налетчика, - а правоохранительные органы просто решили выслужиться перед начальством и раздули до размеров политического дела. Прокуроры и милиционеры получили звездочки и медали, а нашим детям дали сроки, больше чем дают за умышленное убийство».

Роль сотрудников милиции в этой истории не совсем ясна. Четвертым подсудимым в ходе процесса оказался сотрудник кадрового управления ГУВД Александр Рогозин, который в день нападения передал налетчикам обрез двуствольного ружья. В ходе процесса Рогозин пояснил, что ружье он якобы нашел несколько лет назад и забыл сдать. С какой целью он отдавал молодым неработающим, один из которых уже был судим за грабеж, суд не стал выяснять, ограничившись условным наказанием для милиционера.

А вот налетчики получили серьезные сроки. Судья Николай Пушкарский, рассмотрев дело, счел вину подсудимых полностью доказанной и назначил Аслану Тлеапу наказание в виде лишения свободы сроком на 13 лет, Юрию Тлепсуку – 13 лет и Руслану Совмизу – 12 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строго режима. Подсудимые намерены обжаловать приговор в вышестоящей инстанции.

Сергей Перов, Краснодар

"