Posted 7 апреля 2021, 16:53
Published 7 апреля 2021, 16:53
Modified 7 марта 2024, 13:49
Updated 7 марта 2024, 13:49
Людмила Бутузова
«Ни один из пришедших на эту землю врагов не смог закрепиться здесь и изменить историко-культурный и природный ландшафт местности: ни армия Наполеона в 1812 году, ни передовые части вермахта в декабре 1941-го, - говорится в письме граждан, возмущенных планами превратить политую кровью землю в коммерческие проекты. - Вырубка реликтового леса и строительство элитного жилья «на костях погибших» - это циничное уничтожение памяти о наших героических предках, оскорбление патриотических чувств нескольких поколений звенигородцев.»
- Для людей это просто удар, - рассказала «НИ» местная активистка Елена Иванова. – В Звенигороде никогда не было какого-то специального военно-патриотического воспитания. Искусственно созданные парки “Патриоты” с отполированными землянками — это смешно. Тут землянка осталась с войны, вся почерневшая, подлинное оборонительное сооружение… Люди все это очень бережно сохраняют, отношение к памяти не книжное. Подрос ребенок – родители берут за руку – пошли убираться на братских могилах. Стал постарше – пришел волонтером в поисковый отряд. Сколько военных артефактов найдено, сколько еще лежит в чаще… Разработан госпроект «Рубеж обороны Москвы», частью его являются Липкинский и Масловский леса. В марте прошлого года активисты получили президентский грант на сохранение памяти Звенигородской земли. А теперь оказалось, что наш лес - это всего лишь хозяйственный актив для застройщиков. Как такое возможно? Взывание к разуму допустивших это депутатов и чиновников, три года судов за сохранение леса закончились нашим полным проигрышем. Граждане вынуждены обратиться к президенту…
История с Липкинским лесом началась в декабре 2017 года. Тогда на публичных слушаниях по проекту генплана Ершовского поселения Одинцовского района жители окрестных деревень Липки, Синьково, Палицы, Ларюшино, Грязь, Мозжинки, Аксиньино, Ивановки и города Звенигорода узнали о готовящейся грандиозной застройке 38,8 гектаров реликтового леса элитными коттеджами. Можно представить возмущение людей и скандал, последовавший за этим – только слепой не видел, что в застройке заинтересованы владельцы ЗАО «Агрокомплекс «Горки-2», уже прибравшие к рукам сотни га лесных массивов на Рублевском направлении. Липкинский лес, входивший в водно-зеленый каркас Московской области и туристско-рекреационный кластер, оставался на тот момент единственным недоступным местом для вырубки и застройки. Несмотря на возмущение людей и категорический запрет Рослесхоза на какое-либо строительство на заповедной территории, через год, в декабре 2018 года Совет депутатов Одинцовского городского округа утвердил распильный генплан.
Местные жители обратились в суд и получили наглядный урок, как строгие лесные законы с помощью ловких рук превращаются в решето. Мособлсуд посчитал, что спорная территория (38,8 га) «никогда не относилась к землям Гослесфонда», поскольку была продана не как лес. По бумагам лес значился участками сельскохозяйственного назначения, позже он был включен в состав населенных пунктов. Основанием для превращения леса в населенный пункт послужило «заявление ЗАО „Агрокомплекс Горки-2“». «Новые Известия» подробно писали об этом («Рубеж обороны Москвы: исторические места не бомбят, но застраивают», 20.06.20 г.). Но кто бы мог подумать, что одинцовские чиновники и депутаты, оправдывая свои манипуляции по переводу леса туда-сюда, могут присоединить его даже к населенному пункту под названием Москва. А вот додумались! Согласно выпискам ЕГРН, под номером 50:20:0000000:96 числится Каток на Красной площади. В интерпретации районных властей - это «материнский участок», из которого будто бы произошли девять сельскохозяйственных участков, доставшихся в итоге «Агрокомплексу «Горки-2».
Позже в борьбу за лесные земли вступил Рослесхоз. Пока он судился, территория наложения на Гослесфонд с помощью тех же тех же шаловливых ручек с 38,8 гектаров увеличилась до 726 га. Выяснилось, что все 726 га давно в аренде у агрокомплекса, прошли «лесную амнистию», объявленную в Московской области губернатором Андреем Воробьевым, и в Липкинском лесу уже существует проект застройки элитными коттеджами.
В это трудно поверить, но суд не нашел ничего противозаконного в сложившейся ситуации и не стал интересоваться, что это за амнистия такая, что каждый год скармливает частному бизнесу по две-три сотни гектаров леса? Губернатор Воробьев объяснял ее необходимость тем, чтобы люди, чьи капитальные строения давно находятся на землях лесного фонда, смогли оформить свою недвижимость в собственность. Однако по факту «лесная амнистия» стала мощным рычагом по выводу под застройку нетронутых реликтовых лесов Подмосковья, входящих в зеленый пояс Москвы.
- Самое интересное, что выводом лесов занимался Комитет лесного хозяйства Московской области, которому, вроде бы, по долгу службы положено их беречь,- рассказывает Елена Иванова.- На тот момент комитет возглавлял Иван Советников, он и подписывал принятую губернатором «лесную амнистию» по всей Московской области и стал, в том числе, распорядителем спорных 726 гектаров нашего Липкинского леса. В дополнение к этому он же, в нарушение закона, подписал согласования на аренду еще сотен гектаров в особо охраняемых природных территориях (ООПТ), где аренда вообще запрещена. Например, в Ершовском и в Успенском сельских поселениях несколько собственников незаконно получили в аренду бОльшую часть ООПТ «Масловская лесная дача», это лес между деревнями. Палицы и Маслово. Вот так Советников услужил Воробьеву и другим «нужным людям» и ушел на повышение в федеральную структуру. А мы тут остались – вместе с Лесхозом прыгать на голове, чтобы вернуть 726 га леса, изъятые из государственной собственности.
В конце прошлого года к Рослесхозу в судебном процессе присоединилось Минприроды РФ. На «тяжелую артиллерию» возлагались очень большие надежды. Руководство высказывало недовольство, что участки природного резервата и лесов, составляющие с ним единую экосистему, продолжали выделяться в аренду, застраиваться, вырубаться… Ну должно же министерство когда-то тряхнуть полномочиями! Размечтались… В суде выяснилось, что Минприроды было всего лишь безучастным наблюдателем многолетнего вакханалии в своем хозяйстве. Элементарно пропускались установленные законом сроки, чтобы оперативно оценить ситуацию, подать в суд и вырвать из загребущих рук хотя бы остатки подмосковной природы. Липкинскому лесу вообще не повезло – о его проблемах в ведомстве узнали, когда уже предпринимать упреждающие меры было поздно.
21 декабря 2020 года в Московском областном суде состоялось финальное заседание, на котором 700 га леса отошли собственникам из агрокомплекса «Горки-2». Владельцами этой загадочной структуры, у которой из всего агро колосятся только рублевские особняки, называют авторитетных олигархов Давида Якобашвили и Гавриила Юшаева, в молодости более известного как Гарик Махачкала. Совладелец и гендиректор конторы – Тимофей Климовский, уроженец Одинцово. Его считают главным рублевским латифундистом, разбогатевшим на продаже земель совхоза «Горки-2», учрежденного, кстати сказать, главой НКВД Феликсом Дзержинским. В конце 90-х бывшие работники захиревшего хозяйства продали Климовскому свои земельные паи по цене 120 рублей за гектар – «под новое агропроизводство». Напомним, в 2017 году администрация Одинцовского района продала права на Липкинский лес агрокомплексу «Горки-2» по цене 66 копеек за квадратный метр. Сделано это было, согласно генплану, в целях так называемого «развития региона». Парадокс развития заключается в том, что власти Одинцовского округа опять развивает направление Рублевки, а не дальние населенные пункты.
«Новые Известия» направили г-ну Климовскому официальный запрос с просьбой прояснить, какие планы у «Агрохолинга «Горки-2» на Липкинский лес, и насколько они соответствуют поправкам в Конституцию, принятым по инициативе президента РФ в июне 2020 года, и гарантирующим «создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны», а также сбережение исторических мест, связанных с воинскими подвигами. На момент публикации материала ответа из «Агрохолдинга» не поступило. Ждем.
Между тем жители Звенигорода продолжают сопротивление застройке всеми доступными им способами, в том числе, призывая в союзники президента страны и выдергивая колышки на размеченных под коттеджи лесных участках. Лесхоз, несмотря на то, что в Мособлсуд отказал в удовлетворении иска к одинцовским депутатам, незаконно распорядившимся государственным лесным фондом, подал апелляцию в вышестоящие инстанции. Так что в истории с Липкинским лесом возможны еще новые повороты, ставить точку рано.