Posted 7 апреля 2020, 06:06
Published 7 апреля 2020, 06:06
Modified 7 марта, 15:03
Updated 7 марта, 15:03
Власти намерены запретить импорт нефтепродуктов в Россию, чтобы не пустить на внутренний рынок недорогой иностранный бензин, пишет РБК, ссылаясь на источник из числа участников топливного рынка.
Собеседники РБК – федеральные чиновники – подтвердили, что с таким предложением выступало Минэнерго и профильный вице-премьер Юрий Борисов.
Сообщается, что запрет будет введен в ближайшее время, в течение апреля, однако речь идет только об объявлении для компаний, а законодательно решение будет закреплено позднее. Эта мера рассчитана до сентября 2020-го – в течение этого времени, как прогнозируют аналитики Минэнерго, будут держаться низкие цены на нефть.
Один из источников РБК объясняет, что запрет на импорт вводится для того, чтобы защитить рынок от дешевого топлива. Да, во всем мире вслед за ценами на нефть рухнули цены на бензин, но не в России – здесь действует механизм сглаживания цен – демпфер – защищающий стоимость топлива и от резкого роста, и от падения, которые влекут за собой колебания нефтяных котировок. Нефтянки доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, а потому не могут снизить цены на АЗС. Если же на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то бюджет доплачивает компаниям, чтобы они не поднимали цены.
Это и делает российский бензин существенно дороже нетбэка – экспортной цены за вычетом транспортных и налоговых расходов. На сегодняшний день нетбэк на АИ-92 составляет 25,7 тысячи рублей за тонну. По словам главного экономиста Vygon Consulting Сергея Ежова, в таких условиях неизбежен импорт зарубежного бензина.
Спрос на бензин упал в условиях карантина. Министр энергетики Александр Новак отмечал, что в крупных городах падение составило от 10% до 30%. Если запрет на импорт не вводить, то нишу займет недорогой заграничный бензин. Это вызовет затоваривание рынка, а отечественным НПЗ придется снизить нагрузку, что в корне неправильно, утверждает собеседник издания.
Однако проигрывают от таких особенностей регулирования рядовые россияне. Нефтяные компании на внутреннем рынке же просто усиливают свою монополию. Глава «Аналитики товарных знаков» Михаил Турукалов видит другой выход в сложившейся ситуации.
- Вместо того, чтобы запрещать импорт топлива, следует исправить или отменить демпфер, который является основной причиной существующего рыночного перекоса, - предлагает эксперт.
Вице-президент Независимого топливного союза считает, что, хотя дешевое топливо и является благом для независимых сетей и потребителей, но запрет на импорт во время пандемии может поддержать переработку нефти в России.
- Переработка в России, которая и так находится на нулевых рентабельностях, в текущих экономических условиях может плавно закончить свое существование. И мы можем оказаться в зависимости от импортного сырья. Украина, у которой практически нет собственных работающих НПЗ, в условиях политических и торговых санкций переплачивает до 40% за среднеевропейскую оптовую цену на топливо. Поэтому преждевременно говорить о запрете как о попытке заставить потребителя платить больше, - говорит Гусев.
Стоит сказать, что бензин в России все же подешевел – на копейки. Средние розничные цены на топлива Аи-92 и Аи-95 с 30 марта по 3 апреля снизились по сравнению с предыдущей неделей на 1 копейку и составили 42,83 руб. и 46,02 руб. за литр соответственно. Дизельное топливо подешевело на 5 копеек – цена на него составила 48,28 рублей за литр, сообщает Thomson Reuters Korters. При этом в Северо-Западном федеральном округе бензин Аи-92 подешевел больше всего – на целых 5 копеек. Авиационный керосин в российских аэропортах подешевел на 1 тыс. 921 руб. за тонну – до 55 тыс. 15 руб.
Тем временем, на фоне снижения стоимости нефти на мировых рынках бензин дешевеет в США. Германия и вовсе благодарит президента России Владимира Путина за снижение цен на бензин.
Отметим, что в понедельник «Роснефть» - крупнейший государственный поставщик бензина – не стала принимать участие в торгах на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, сообщает Finanz. Перед началом торгов компания разослала сообщение, что не будет торговать «по техническим причинам». Выпавшие объемы закрыла своим предложением «Белорусская нефтяная компания». По данным Reuters, белорусские НПЗ, которые получали российскую нефть по $4 за бочку, возобновили продажи бензина в Петербурге впервые с ноября 2019-го, продав 5,88 тыс. тонн Аи-92 и 1,38 тыс. тонн Аи-95.