Posted 6 апреля 2010,, 20:00

Published 6 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:10

Updated 8 марта, 07:10

Без права на информацию

6 апреля 2010, 20:00
Альтернативные подписные агентства все чаще оказываются не в состоянии выполнить свои обязательства по доставке прессы. На днях в «НИ» обратились руководители нескольких библиотек, выписавших нашу газету, но не получивших ее, как и другие издания. Да и сама редакция «НИ» оказалась в числе пострадавших: подписное агентс

Председатель правления Ассоциации распространителей периодической печати (АРПП) Александр Оськин в беседе с «НИ» называет недобросовестных распространителей мошенниками, которые пользуются возможностью получить предоплату и потом исчезнуть с этими деньгами.

В России, по данным АРПП, действуют примерно 150 альтернативных подписных агентств. В основном они работают с юридическими лицами, на которых приходится около 10% подписного тиража. Граждане же, как правило, подписываются через почту. По словам г-на Оськина, каждое полугодие возникают порядка 20 мошеннических фирм. Одни просто похищают деньги и исчезают, другие недопоставляют часть изданий и срывают сроки, так как нередко берут газеты и журналы из числа непроданных и списанных, уменьшая таким способом свои расходы.

Нередко аферисты прибегают и к такой схеме: уходят в тень лишь на короткое время, чтобы вскоре возобновить деятельность под другой вывеской, часто не меняя при этом даже своего офиса. Так, фирма «Карат Поволжье» была создана на смену ООО «ГК «Коммерсант-Курьер», в минувшем году также не выполнившего обязательства перед подписчиками. При этом фирма даже не потрудилась сменить электронные адреса своих сотрудников, в которых осталось доменное имя komcur.

Некоторые подписные агентства обманывают редакции, закупая издания через оптовые фирмы, рассказал «НИ» исполнительный директор издательского дома «Собеседник» Сергей Цыганов. Ведь отпускные цены для оптово-розничных распространителей на рынке прессы на 20–30% ниже подписных. Это, по мнению г-на Цыганова, «нецивилизованный бизнес», и «теперь он рушится». «НИ» тоже сталкивались с мошенниками такого типа. В конце февраля в «НИ» обратились подписчики журнала «Театрал» (издается также нашей редакцией), получавшие журнал без компакт-диска, тогда как всем подписчикам «Театрал» поставляют с диском, а без диска журнал идет в розницу. Выяснилось, что подписку они оформили через альтернативные агентства, поставлявшие им экземпляры, предназначенные для розницы.

Деньги, уплаченные за подписку, вернуть не удастся, убежден Александр Оськин: «Я не знаю ни одного случая возврата денег». Сергей Цыганов предлагает редакциям искать клиентов недобросовестных агентств и пересылать им издания за свой счет, «чтобы не потерять подписчиков».

Конкретных примеров мошенничеств подписных агентств можно привести множество. На первое полугодие нынешнего года Самарская областная научная библиотека выписала 1034 издания. Однако в первые два месяца выписанные газеты и журналы приходили не все и не регулярно. С марта издания перестали приходить вовсе. «Сложившаяся ситуация грозит образованием невосполнимых лакун в фонде библиотеки», – жалуется «НИ» ее директор Лидия Анохина. Сейчас г-жа Анохина готовит обращение в суд на ООО «Карат Поволжье» – подписное агентство из Казани, которое в конце минувшего года выиграло тендер и заключило контракт на поставку изданий, а теперь его не выполнило. С агентством «Карат Поволжье» связаться не удалось – указанные на сайте телефоны не отвечали.

Ставропольская государственная краевая библиотека, в свою очередь, пострадала от ООО «Пресса». Руководство этой библиотеки тоже обратилось в суд. В Российской национальной библиотеке «НИ» сообщили о многочисленных жалобах со стороны региональных библиотек на недобросовестные подписные агентства. Редакция «НИ» также оказалась в числе пострадавших: поставлявшее нам прессу ООО «Информуслуги» объявило, что с 1 апреля не в состоянии выполнять свои обязательства, хотя подписка была оплачена до середины года. В беседе с «НИ» представитель агентства сослался на срыв поставок со стороны другого агентства «Вся пресса», которое разорилось. Телефоны «Всей прессы» также не отвечали все последние дни.

Подписные агентства добил кризис, поясняет «НИ» исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати Юлия Казакова: «Спрос упал, и компаниям перестало хватать оборотных средств». По словам Казаковой, мелкие агентства, особенно в регионах, работали не напрямую с редакциями, а через посредничество крупных распространителей, которые «перекрыли канал» и сделали этот бизнес нерентабельным.

"