Posted 6 апреля 2006,, 20:00

Published 6 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Золотая яма

Золотая яма

6 апреля 2006, 20:00
С приходом весны работники автосервисов потирают руки, предчувствуя выгоду: очереди из автомобилистов, чьи машины угодили в ямы и ухабы прямо посреди магистралей, выстраиваются как раз к началу апреля. Ремонт побитых авто влетает их владельцам в копеечку и приносит бешеную прибыль автомеханикам. Однако стоимость ремонт

Из года в год после суровых зим, когда снежный покров сходит с дорог, автомагистрали большинства российских городов выглядят так, как будто перенесли ковровую бомбардировку. Российские морозы, вьюги и метели, а также тонны противогололедных химикатов оставляют глубокие следы на дорожном покрытии – ямы, ухабы и рытвины. Замести эти следы коммунальные службы не успевают, и нередко случается так, что первыми на трещины и ямы в асфальте натыкаются, в буквальном смысле, не ремонтные бригады, а сами автомобилисты.

По словам сотрудников столичного департамента ЖКХ, валить вину на коммунальщиков или кивать на плохое качество асфальта не стоит – во всем виновата погода. К тому же коммунальщики уверены, что искать трещины и ямы на дорогах должны подрядчики – т.е. те, кто в итоге будет их ремонтировать. Однако, как рассказали «НИ» в подрядном предприятий «Доринвест», сообщать о ямах должны сотрудники ГИБДД. Но на практике быстрее всех оказываются автомобилисты. Именно они первыми «находят» на свою голову всевозможные дорожные неровности.

Угодить в яму на большой скорости – один из главных страхов водителей. При такой аварии автомобиль неизбежно получает целый набор повреждений, так что машина чаще всего нуждается в немедленном ремонте. Больше всего неприятностей терпят автомобилисты в российских регионах.

«Честно говоря, ситуация сегодня просто катастрофическая. От клиентов нет отбоя, – рассказали «НИ» в одном из автосервисов Ульяновска. – Приезжают и на «Жигулях», и на солидных иномарках. Проблема, как правило, у всех одна и та же, сезонная –испорченные колеса и разбитые подвески. На некоторые машины и вовсе страшно смотреть. Все водители говорят – мол, одну яму объезжал, в другую попал». Автомеханики предлагают посчитать расходы: «Заварить боковой разрез на колесе стоит двести–триста рублей, в зависимости от сложности случая. Плюс восстановление диска. В итоге водителю придется выложить полтысячи за одно колесо. Поэтому ездить по нашим дорогам могут позволить себе только очень обеспеченные люди».

Но даже московские дороги, по которым ездит «вся президентская рать», не отличаются особой прочностью по весне. В автосервисы и здесь выстраиваются очереди из автомобилей с характерными сезонными повреждениями. Только вот ремонт авто в столице обходится куда дороже. «При налете на яму может лопнуть шина, погнуться диск, деформироваться подвеска, – рассказали «НИ» в одном из автосервисов Москвы. – Иногда летят шаровые, гнутся рычаги, особенно у «Жигулей». Можно даже пробить коробку передач. Если автомобиль получает такие серьезные повреждения, стоимость ремонта может достигать нескольких тысяч долларов».

Понятное дело, такие траты оказываются очень некстати. Однако круглую сумму, уплаченную за ремонт автомобиля, вполне можно вернуть даже тем, чья машина не застрахована. Отсудить деньги у дорожных служб, вовремя не залатавших дыру на дороге, как выяснилось, вполне реально.

Золотое правило для любого водителя, ставшего жертвой колдобины – ни в коем случае не оставлять место происшествия, даже если с автомобилем внешне все в порядке. Повреждения могут дать о себе знать и на следующий день после аварии, и даже через неделю. Первое, что следует сделать, угодив в яму, – это позвонить в ГИБДД или просто набрать «02».

«Если человек наехал на колдобину, то именно инспектор дорожного надзора должен составить акт, в котором бы говорилось, что инцидент произошел из-за неисправного состояния дороги, а сотрудник ДПС, оформляющий материалы дела, запишет эти сведения в протокол, – рассказал «НИ» председатель Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Однако сотрудник ДПС может составить протокол, совсем невыгодный водителю, и попытается свалить вину на автомобилиста – будьте к этому готовы».

По словам адвоката, сотрудники ГИБДД, как правило, обвиняют водителей в нарушении статьи 10-1 ПДД, которая гласит, что человек, сидящий за рулем, обязан выбирать скорость движения с учетом дорожной обстановки и ехать так, чтобы в случае возникновения опасности, применив экстренное торможение, вовремя остановиться. Однако в подавляющем большинстве случаев отнюдь не нарушение этой статьи приводит к аварии. Все-таки водитель должен следить за движением, а не выискивать впереди коварные дыры в асфальте.

Но зачастую ни инспектор дорожного надзора, ни постовой ДПС не приезжают на место происшествия. Но и тут не стоит отчаиваться. Участок, где произошло ДТП, нужно сфотографировать и обязательно привлечь двух понятых. По закону понятыми не могут быть пассажиры, находившиеся в машине в момент аварии. Что касается оценки ущерба автомобиля, то для ее определения существуют специальные службы, получившие лицензию в Министерстве имущественных отношений РФ.

«По статистике подавляющее большинство дел, возбужденных против дорожных служб, – выигрышные, – констатирует Виктор Травин. – Обидно, что только 1-2% московских водителей обращаются в суд. В остальных случаях хозяева машин либо уповают на полис ОСАГО, позволяющий получить компенсацию от страховой компании, либо вынуждены расплачиваться за собственную лень».

Если нет желания судиться из-за денег, а душа требует торжества справедливости, на дорожные службы можно просто пожаловаться. Их работу контролирует городской департамент ЖКХ. Своих руководителей подрядчики, как правило, боятся – ведь за недобросовестную работу дорожных работников могут оштрафовать, а в случае рецидивов просто лишить подряда на ремонт городских улиц.

"