Posted 6 апреля 2006,, 20:00

Published 6 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:13

Updated 8 марта, 09:13

Куда катится велосипед

Куда катится велосипед

6 апреля 2006, 20:00
Основным направлением в велосипедостроении, как и прежде, остается борьба за совмещение, казалось бы, взаимоисключающих качеств: снижение веса при увеличении прочности. Самое активное применение находит фрезеровка отдельных элементов. Расширяется использование технологии гидроформовки труб, а также технологии баттинга,

Продолжается победное шествие и внедрение технологии VPP (virtual pivot point) на байках разных компаний и разного предназначения. VPP – это система подвески с виртуальной осью вращения, при которой заднее колесо движется не по дуге, ограниченной радиусом с центром в основном шарнире, а по S-образной кривой за счет использования в кареточном узле дополнительного линка. Совершенствование вариантов VPP идет в направлении сочетания принципа их работы с новым поколением позиционно-зависимых демпферов, способных различать воздействия сверху и снизу. Таким образом, амортизатор чутко реагирует на движение колеса по неровной поверхности, но остается жестким при рывках, передаваемых велосипедистом на педали, обеспечивая столь же эффективную передачу усилий и отсутствие потерь на раскачивание подвески, как и хардтэйл. Неудивительно, что преимущества VPP используются как в кросс-кантри, так и в даунхилле, где эти качества наиболее востребованы.

Система привода G-Boxx готова составить конкуренцию Shimano и SRAM

Совершенствуется и система привода. Главная задача – сделать переключение передач более четким, плавным, а сам механизм более защищенным от внешних воздействий. Активно развивается технология G-Boxx. Это продолжение идеи неплохо зарекомендовавших себя втулок с планетарным механизмом. Одним из основных его достоинств, помимо отсутствия выступающего за пределы рамы и потому крайне подверженного риску поломки при падении переключателя, является возможность мгновенного переключения на любую передачу без необходимости прокрута педалей.

Поиск оптимального решения в разработке антибоббинговых систем, разумеется, не исчерпывается с появлением VPP. Речь идет о таком сочетании геометрии и кинематики подвески с конструкцией и принципом работы амортизаторов, которое исключает раскачивание подвески при педалировании и, следовательно, пропажу усилий. При этом должна сохраняться эффективная обработка неровностей поверхности при движении. Эта идея по-разному реализуется несколькими производителями. Например, система ETSX, в конструкции которой воображаемая ось вращения заднего колеса расположена далеко впереди велосипеда. Таким образом, достигается близкое к вертикальному перемещение заднего колеса при работе подвески, что исключает влияние на ней натяжения цепи.

Геометрия подвески Energy Trasfer System X на байках для марафона

Можно отметить наиболее динамичное развитие в категории байков all-mountain или enduro, которые можно описать как байк для всего, для разных стилей катания. Достаточно легкие и накатистые для длительных покатушек, но в то же время достаточно прочные для более или менее серьезных спусков и небольших прыжков. Кстати, об одном из самых ярких представителей этой ниши в нынешнем сезоне читайте в следующем материале этого номера.

Самые популярные среди молодежи стили это, конечно же, стрит и фрирайд. По большому счету настоящий фрирайд может быть только в больших горах. Однако охота, как известно, пуще неволи. Продажи тяжелых длинноходных FR и DH двухподвесов и самостоятельная сборка байков на соответствующих рамах переживают настоящий бум, и это только начало. Отдельные элементы фрирайда, конечно же, можно найти в городе и окрестностях. Но желающие опустить тормоза по полной стремятся как можно чаще выбираться в горы.

Стрит, вобравший в себя элементы триала, ВМХ стрита и флэтленда, паркового катания и урбан-фрирайда, породил новую категорию байков, специально заточенных под уличное катание. Чаще всего такие байки собираются самостоятельно, с учетом индивидуальных требований и предпочтений. Но практически все ведущие компании, обратив внимание на этот стремительно развивающийся сектор, предлагают не только рамы, но и байки в сборе. При общей тенденции использования прочных, усиленных хардтэйлов с удлиненным передним треугольником и укороченными перьями заднего, причем не только из алюминия, но и нередко из стали, комплектация может быть разной. Очень широкое распространение в стрите получили уменьшенные, по сравнению с традиционными 26-дюймовыми, колеса диаметром в 24 дюйма. Это позволяет приблизить маневренность байка к ВМХ, сохранив при этом накат, присущий МТВ. Да и в целом колеса получаются крепче, что немаловажно, особенно после трюков с вращением и приземлением на плоскость, на асфальт. В зависимости от предназначения и направления в стрите, байк может быть с жесткой вилкой и даже пегами, как у ВМХ, места для установки которых уже предусматриваются изготовителями, и нередко без тормозов в расчете на парковое катание. Наиболее распространенная тенденция для техничного стрита: рама с весом в районе 2 кг, короткоходная вилка, с ходом обычно до 110 мм, желательно воздушная, и зачастую один только задний тормоз для облегчения выполнения трюков с вращением руля. Хотя эта проблема легко решается пропусканием тросика переднего тормоза сквозь якорь рулевой колонки или установкой гироротора ВМХ типа. Ну а из-под рук поклонников олд-скул стрита, предпочитающих многометровые прыжки через двухполетные лестницы и прочую жесть с приземлениями на плоскость, выходят чудовищно брутальные творения, представляющие собой сочетания хардкоровых жестких рам с двухкоронными вилками.

"