Posted 6 апреля 2004,, 20:00

Published 6 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Евгений Сабуров

Евгений Сабуров

6 апреля 2004, 20:00
Подушки и детские души

Последние перестановки в Министерстве образования, слитого для пущей важности с наукой, напоминают мне взбивание подушки – сколько ни бей, все равно примет первоначальную форму. Другой вопрос: как отразится затянувшаяся кадровая карусель на наших детях? Ответ: как всегда. Хитрость в том, что если школа не устраивает общество, это не значит, что общество умрет. Общество просто махнет рукой на эту казенную умодробилку и построит нормальную, адекватную своим потребностям службу педагогических услуг. Что уже происходит.

Как поступают люди, когда в водопроводном кране нет воды? Берут ведра и отправляются на ближайшую колонку. Я кожей чувствую приближающийся взрыв внесистемного образования – краткосрочных курсов переподготовки, альтернативных школ, мастерских, лабораторий, клубов, студий по интересам, к которым образовательное ведомство всегда относилось как к неизбежному злу. Малый и средний бизнес, без сомнений, возьмет под свою защиту этот мощный неформальный сектор просвещения. Потому что именно бизнес «средней руки» у нас самый мобильный, агрессивный. Не конвейерный, а игровой. Ему надо выживать, решать конкретные задачи, а не жевать, как в казенной школе, задачки из учебника по физике, закусывая их грамматическими упражнениями.

Сейчас на Западе в моде теория сигнала, согласно которой «кабинетное» образование ничего не значит для жизни будущего гражданина: за три месяца на рабочем месте можно научить любого делать, что нужно. Университетский диплом, выходит, лишь сигнал того, что человек активен.

Именно игровое начало, которое американцы культивируют в себе с малых лет, все эти конкурсы, соревнования, шоу, постоянные выигрыши и проигрыши сформировали чрезвычайно адаптированную к жизни нацию. И вот результат: европейцы проигрывают американцам экономическое соревнование.

Отсюда мой прогноз: дипломы государственного образца россияне все чаще будут покупать, а образование черпать оттуда, где оно действительно «бродит», «играет», отвечает на вопросы, заданные злобой дня, и потому на 100% эффективно.

Сегодня у нас игровая экономика, и выпускник средней школы обязан уметь бороться за признание на игровом поле, обладать договороспособностью и особой подвижностью, присущей всем сколько-нибудь успешным людям.

Что же до административной реформы... В России, на мой взгляд, нет и никогда не было Министерства образования, а есть и было Министерство учреждений образования, в крайнем случае – Министерство системы образования. Управленцы никакого отношения к истинной сфере свободных образовательных услуг не имеют. И вряд ли будут иметь.

Автор – научный руководитель Института развития образования Государственного университета «Высшая школа экономики»




Частные школы в Петербурге задушат арендой
Фельдфебель и вольтер в одном флаконе
Ставка на дилетантов?

"