Posted 6 марта 2007,, 21:00

Published 6 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:52

Updated 8 марта, 08:52

Вредные уроки

Вредные уроки

6 марта 2007, 21:00
Американские ученые пришли к выводу, что слишком объемные домашние задания приводят к снижению успеваемости школьников. Например, дети, тратящие на выполнение уроков от 30 минут до 1,5 часа, получают лучшие оценки, чем те, кто занимается по 4 часа. Российские эксперты согласны с этим исследованием лишь частично. По их

Исследователи Университета штата Пенсильвания доказали связь между успеваемостью школьников и объемом уроков, заданных на дом. По их данным, 8% учеников начальных классов в США тратят более четырех часов на подготовку домашних заданий в день. При этом в странах, являющихся для американцев эталонами успеваемости, – Японии и Тайване – эти показатели составляют 1% и 5% соответственно. Исходя из цифр, ученые сделали вывод, что большие домашние задания ведут к снижению успеваемости. С этим утверждением согласились и их коллеги из Университета штата Миссури. Они выяснили, что ученики американских школ, тратящие на выполнение уроков от 30 минут до 1,5 часа, имеют более высокий уровень успеваемости, чем те, кто тратит на домашние задания более четырех часов.

Российские эксперты убеждены: дело не в объеме домашних заданий, а в системе их распределения. «В Западной Европе, в частности в Германии, есть четкие правила, распределяющие нагрузку на ребенка в школе и регулирующие объем домашних заданий, – пояснил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – У нас же к одному и тому же дню школьники должны готовить несколько сложных предметов. Зато в другой день в расписании стоят, например, физкультура, ОБЖ и музыка. В итоге получает так: то ребенок выбивается из сил, то ничего не делает. Естественно, такая «рваная» система негативно сказывается на успеваемости».

Вместе с тем изменение структуры домашних заданий может стать одним из методов борьбы с чрезмерными школьными перегрузками. Учителя приходят к выводу, что наиболее утомительными для детей становятся однообразные упражнения. Если задавать на дом преимущественно творческие работы, то это положительно скажется и на успеваемости, и на здоровье школьников. «Сейчас, исходя из последней моды, детям часто задают на дом различные тесты и тренинги, – сообщил «НИ» директор НПО «Школа самоопределения» Александр Тубельский. – Все это негативно сказывается на процессе обучения. Гораздо эффективнее было бы давать ребятам на дом творческую работу, которая была бы интересна им самим. Например, сочинить рассказ на вольную тему или самим придумать математическую задачку. Еще лучше использовать индивидуальный подход: если задавать на дом наиболее интересные для каждого конкретного ребенка упражнения, то результат учебы станет заметно выше. Но это возможно только в маленьких классах и частных школах».

В обычных школах, казалось бы, проще вообще отказаться от домашних заданий, раз от них один только вред. «Такие опыты были успешны в рамках отдельных школ, но массово сокращать объем заданных уроков российская система образования еще не готова, – пояснил «НИ» г-н Комков. – Хотя, например, в Китае вообще не задают домашних работ. Но там и учебный год длится 10,5 месяца, и учатся дети по 6 дней в неделю, не говоря уже о более значительной продолжительности самого учебного дня».

Увы, китайская модель образования для России явно не подходит. О введении нормативов по объему домашних заданий сейчас тоже говорить не приходится. Так что российским детям пока остается уповать лишь на компетенцию учителей.

"