Posted 6 марта 2007,, 21:00

Published 6 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:53

Updated 8 марта, 08:53

Дети дождя

Дети дождя

6 марта 2007, 21:00
Последние исследования показали, что аутизм намного более распространен, чем было принято считать. Во многом это связано с тем, что зачастую родители вовремя не замечают у ребенка отклонений в развитии. Осознание приходит внезапно, когда врач сообщает, что малыш, который до сих пор считался здоровым, на самом деле необ

Зрители, которые видели фильм «Человек дождя», могут вспомнить гениально сыгранную роль Дастина Хоффмана. В ней он сумел тонко воплотить и передать зрителю картину внутреннего мира типичного аутиста. В жизни черты аутизма у ребенка могут быть не так ярко выражены. Ученые Л. Каннер и Г. Аспергер описали три основных симптома заболевания:

– аутистические переживания;

– однообразное поведение с элементами двигательных расстройств;

– своеобразные нарушения речи.



Им неприятны ласки мамы

По мнению специалиста в изучении аномалий психического развития В. Лебединского, аутизм проявляется в снижении контактов с окружающими – со сверстниками или даже с самыми близкими людьми, включая родителей, «уход в себя», в свой внутренний мир.

С самого раннего возраста «дети дождя» не умеют радоваться теплым прикосновениям матери, отвечать улыбкой и оживлением на ее приближение. Обычно в младенческом возрасте у большинства детей существует врожденный рефлекс – поза прилегания, когда они пытаются распластаться на теле матери, прижавшись к ней всем своим тельцем. У детей-аутистов этот рефлекс отсутствует. Материнские ласки бывают им неприятны, ребенок сторонится всякого телесного контакта.

Даже находясь в детском коллективе, аутичный ребенок ведет себя так, будто он находится один – смотрит мимо, не отзывается на зов, не обращает внимания на действия и игры других детей. Он играет один или около детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит.

Все его игры и эмоциональные проявления крайне скупы, а в некоторых случаях ограничиваются бедным набором стереотипных движений и мимики.

Ребенок тщательно скрывает свой внутренний мир от окружающих, никогда не рассказывает ни о чем, не делится своими переживаниями и сомнениями, не отвечает на вопросы. Лишь по каким-то косвенным признакам близкие люди могут догадаться о том, что его что-то тревожит.

Жизнь без игр

В играх дети-аутисты предпочитают неодушевленные предметы одушевленным. Они не умеют ориентироваться в признаках живого и неживого и практически не играют в сюжетные игры, так любимые обычными детьми, – в «дочки-матери», «магазин» или «казаки-разбойники».

Если здоровый ребенок предпочитает игрушки, дающие возможность производить сложные сюжетные действия, например, машинки, куклы, то аутичные дети предпочитают неспециализированные: кубики, бумажки, палочки и неигровые предметы. Часто они любят играть с неоформленными предметами – песком, водой.

В рисунках их совершенно не интересует выбор цвета – они берут первый попавшийся карандаш, в то время как здоровые дети старательно подбирают цвета: каким цветом рисовать небо, каким – солнце. Более того, обычные цвета могут быть для них неприятными, раздражающими. Цвета стен, обоев, мебели, игрушек, нормальные и приятные для здорового ребенка, для аутичного могут являться источником дискомфорта и постоянных отрицательных эмоций. Рисунки таких детей часто не имеют сюжета: в них нет человеческих фигур или солнышка с домиком, а изображены узоры или геометрические фигуры.

Страх взгляда

Внешняя эмоциональная холодность и безразличие к самым близким людям всегда сочетается с повышенной ранимостью и даже пугливостью. Аутичные дети болезненно реагируют на громкие или незнакомые звуки, предметы или людей.

Причем самым сильным раздражителем для них является человеческий взгляд. Именно поэтому аутисты никогда не смотрят на человека (а как бы мимо, «краем глаза»), невзирая на то, что этим человеком может быть собственная мать. Из-за того, что аутичный ребенок не смотрит на лица и в глаза других людей, его «разглядывание» чужого лица напоминает действия слепого – такое же ощупывание и обследование руками безо всякого зрительного контроля.

Окружающий мир для аутичного ребенка представляет собой не источник радости и цель исследования, а источник постоянных страхов, на которые дети сами никогда не жалуются. Причины страхов разнообразные – бытовые вещи, некоторые игрушки, звуки работающего мотора, шум льющейся воды или хлопанье входной двери. Чувство страха вызывает и все новое, незнакомое, поэтому любое, даже малейшее изменение в окружающей обстановке – перемещение мебели, появление новых людей, изменение привычных блюд в дневном рационе или малейшие отклонения от режима дня могут вызвать самую бурную реакцию, панику. Ребенок начинает биться в истерике, кричать, бить себя по голове. Некоторые из них болезненно реагируют на самые простые раздражители – яркий свет и громкие звуки, а другие – наоборот, настолько на них не реагируют, что их ошибочно принимают за слепых или глухих.

Разъедающие детскую душу чувства тревоги и страха сопровождают их постоянно, лишая возможности радоваться любым проявлениям жизни. Постоянная «готовность к бегству», поза в пол-оборота, взгляд в сторону… Ритуальное поведение аутистов – не что иное, как защитная реакция. В дальнейшем страх оказывает тормозящее влияние на такие сферы, как общение и обучение.

Интеллектом они не обижены

Обучение и социальная адаптация – самые большие проблемы аутичных детей. Нарушение социального общения накладывает отпечаток на весь ход психического развития ребенка. Особенно страдают те стороны восприятия, которые развиваются под воздействием предметной практики – речь, мышление. Каждая из этих функций развивается изолированно, сама по себе. Как научить ребенка читать, если его невозможно заставить смотреть в букварь?

Дети годами играют в одну и ту же игру, совершают одни и те же действия, например, включают и выключают свет или воду. Но при этом интеллект часто остается сохранным. Иногда кажется, что ребенок не замечает событий, происходящих рядом с ним, а он может одной фразой обнаружить точное понимание какой-нибудь ситуации.

Дельфинотерапия

Как же складываются судьбы у «детей дождя»? Пока они маленькие, родители водят их по врачам и психологам, пробуют лечить традиционными способами. Если от них нет эффекта, прибегают к альтернативным методам. Это, например, лечение с помощью лошадей – ипотерапия или реабилитация с помощью дельфинов. Кстати, автором этой статьи замечено, что дети с диагнозом аутизм ведут себя с дельфинами своеобразно. Если все без исключения здоровые дети гладят, разговаривают с дельфинами, наделяя их ласковыми прозвищами, то некоторые маленькие аутисты на первых порах не смотрят на этих обаятельных морских млекопитающих или относятся к ним негативно. Но терапевтический эффект все равно проявляется – дети становятся спокойнее, доброжелательнее и начинают на дельфина СМОТРЕТЬ! Важность этого события в полной мере могут оценить лишь специалисты или родители детишек.

Конечно, прогноз зависит от многих факторов: от степени выраженности патологии, от отношений в семье, от выбора методов лечения и реабилитации. Но родительская любовь и грамотная медицинская помощь помогает «детям дождя» одерживать маленькие победы над неизученным и непонятым до конца заболеванием.

Светлана АРТЕМОВА, клинический психолог перинатального Центра при НЦ ССХ (научном центре сердечно-сосудистой хирургии) им. А.Н. Бакулева

Аутичные дети для общения практически не пользуются речью. Аутичная речь – скупая, часто скандированная, обращенная в пространство или к самому себе. Для нее характерны неестественные, причудливые интонации и обращение к себе во втором или в третьем лице. В тяжелых случаях может быть полное отсутствие речи – мутизм. Тембр голоса тоже неестественный, вычурный. Рано научившись говорить, ребенок может длительное время одержимо повторять отдельные слова или слоги.


Данные исследований показывают, что умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности – иногда просто гениальные – к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.


В вопросах о причинах аутизма на сегодняшний день единства мнений у ученых нет. Одни расценивают ранний детский аутизм как особое болезненное состояние, другие – как начальный период шизофрении. Российские исследователи предполагают, что аутизм связан с внутриутробным поражением нервной системы из-за различных повреждающих факторов.
Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования пока не известны. Единственное, что можно утверждать: скорее всего наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет – во многом зависит от внешних обстоятельств.

"