Posted 7 февраля 2022,, 18:47

Published 7 февраля 2022,, 18:47

Modified 7 марта, 13:02

Updated 7 марта, 13:02

Ниже днища: учителю предложили уйти за "пособника фашистов" Даниила Хармса

Ниже днища: учителю предложили уйти за "пособника фашистов" Даниила Хармса

7 февраля 2022, 18:47
Фото: twitter.com
Молодая учительница Серафима Сапрыкина была вынуждена уволиться их петербургской гимназии, потому что директор гимназии пригрозила ей увольнением с волчьим билетом после того, как она читала детям стихи обериутов Введенского и Хармса, которых директор назвала "пособниками фашистов" и "врагами народа".

Этот конфликт стал известен благодаря посту Серафимы Сапрыкиной в соцсети и стал темой дня от Думы до администрации президента. Главным становится вопрос: кто и чему учит наших детей в школе, и кто за это отвечает. высказывания директора гимназии Светланы Лебедевой о том, что гордость российской поэзии Даниил Хармс и Александр Введенский были "заслуженно схвачены НКВД" и "умучены за свои преступления" вызвали бурю эмоций от удивления до негодования и ярости. "Новые Известия" поговорили с политиками и учителями о феномене оправдания сталинизма накануне очередного изменения программы по российской истории в школах.

Психолог, исследователь, педагог, публицист, доктор психологических наук, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Благотворительного фонда «Вклад в будущее»,заслуженный профессор Московского университета , член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Асмолов:

- Произошла история, за которой стоит ряд серьёзнейших проблем. Ключевая из этих проблем заключается в том, что появилась практика увольнения людей по идеологической мотивации. Иными словами родился своего рода «идеологический расизм» как основание для увольнения человека. По всем законодательным нормам, по Конституции России, увольнять человека только за то, что он придерживается другой мировоззренческой установки, приведёт к тому, что начнут увольнять человека за то, что он мусульманин, за то, что он православный или атеист, или агностик. В этих всех ситуациях мы видим, что в кадровую политику образования входит жёстко идеологический критерий селекции, идеологический критерий отбора. Это, по сути дела, пересмотр основных правовых основ в нашей стране.

Поэтому я считаю, что эта история должна быть детальнейшим образом проанализирована, потому что, если увольняют преподавателя за то, что он любит Чуковского или Маршака, за то, что он любит Хармса или Жуля Верна, то тем самым выходит, что нашим детям нельзя знать классическую детскую литературу, а тем самым, мы вступаем на путь, когда наши дети будут вырастать как дети, вырванные из лучших произведений отечественной и мировой культуры.

- Мы кинулись поддерживать Серафиму Сапрыкину, которая рассказывала детям о понятных и близких нам поэтах. Но мы же потребуем немедленного увольнения учителя, который будет декламировать Степана Щипачёва и говорить на уроках о величии товарища Сталина или отрицать Холокост. Как найти золотую середину?

- В этой ситуации золотой серединой и важным ориентиром являются Федеральные Государственные образовательные стандарты. В контексте этих стандартов любая идеологическая установка, которая поддерживает человеконенавистнические, как это происходит с нацизмом, как это происходит с отрицанием Холокоста, как это происходит с отрицанием культа личности и массовых убийств в СССР, тем самым мы вступаем в тяжёлую зону. Поэтому Федеральный Государственный стандарт, принятый в РФ, в том числе, федеральные государственные стандарты, очерчивающие область того контента, который должны преподавать учителя, дают подобного рода ценностные ориентиры. Именно опора на эти стандарты может стать опорой для решения многих спорных и конфликтных вопросов.

Могу привести пример прошлогодний случай с Владимиром Матвеевым, который на семинарах для педагогов в Ленинградской области выступал с проповедью нацизма и отрицал Холокост. Он был мгновенно уволен из обоих вузов, в которых преподавал. И это было абсолютно справедливо. Он был уволен по статье о разжигании ненависти и межнациональной розни. Есть законодательная основа по проявлениям разных форм экстремизма. Как член Совета по правам человека, я считаю, что нарушены права учителя. Произошло их резкое нарушение. Я считаю, что Серафима Сапрыкина должна быть восстановлена в той должности, с которой была уволена. Само это отчисление ставит вопрос, несмотря на почтенный возраст директора, насколько она является профессионально компетентной и, тем самым, о дальнейшем пребывании её в этой должности. СПЧ не может вмешиваться в подобные ситуации, но обозначить вопрос, решая который к директору были бы приняты те или иные санкции и чтобы другим директорам было понятно, что нарушение прав человека законодательно будет оспорено, я считаю, что это необходимо. И буду на этом настаивать.

Александр Мажуга, первый заместитель председателя комитета по науке и высшему образованию ГД РФ:

- Надо отметить, что и Введенский и Ювачев (Хармс) были реабилитированы. Это – часть нашей истории. Это два выдающихся поэта, которые вошли во всемирное литературное наследие. И, конечно, в школе их творчество необходимо изучать. Это важно. Моё личное мнение, что это увольнение, принуждение к увольнению – неправильное. Я думаю, что это единичные случаи, которые бывают в наших школах и университетах. Я не думаю, что это системное явление. Надо привлекать к этому общественное внимание. Я, со своей стороны, подготовлю запрос для объективного и всестороннего рассмотрения произошедшего инцидента. Посмотрим, что ответит руководство школы.

Евгений Ямбург, академик академии образования, директор ГБОУ «школа 109»:

- Что комментировать? В Петербурге 80-летняя директриса уволила учительницу за то, что она читала старшеклассникам стихи «врагов народа, предателей родины и пособников фашистов» Введенского и Хармса. Уходить надо вовремя! Это уже возвращение к 37 году. Комментировать нечего. Банальная история. Грустно на эту тему разговаривать, потому что эта ситуация в «тренде». У нас принимают закон о государственных основах духовно-нравственного образования, который инициировал Минкульт. Там указаны враги, указаны мишени, по которым надо стрелять. Кроме этого, приняты поправки к закону об образовании. Закон о просветительской деятельности сегодня заставляет любого директора школы, даже если речь идёт не о гуманитарной составляющей, а о семинаре по химии или математики, отправить содержание материала, указать, кто его будет проводить. Имена, фамилии, явки… Всё это – попытка «залитовать» просветительскую деятельность. Довольно позорная и глупая история, потому что даже Академия образования, академиком которой я являюсь, для того, чтобы заниматься просветительской деятельностью, должна дать справку о том, что она имеет на это право. Ну куда это годится!

- Чем можно помочь в этой ситуации?

- Публичность – прежде всего! Учительница не стала драться, ушла. Себе дороже работать с такой директрисой. И школа потеряла. Потеряли ученики. Потому что «против лома нет приёма». К сожалению… А публичность – да, надо продолжать бить в одну точку и показывать это вещь, в общем то, не реальная, потому что рядом с каждым учителем вы человека с ружьём не поставите. И в условиях сетевого взаимодействия, в условиях интернета, люди всё равно будут обмениваться информацией. Америку можно отрыть, но «закрыть» её нельзя.

- Есть ли шанс восстановить учительницу на работе?

- Если она подаст в суд, есть шанс. Но зачем ей тратить на это время и опять погружаться в эту поганую атмосферу, когда есть масса школ, где люди по-другому смотрят на мир. Страдают дети.

Елена Драпеко, заместитель руководителя фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ»

- История совершенно удивительная! Уже я воспитывалась на стихах и Мандельштама, и Пастернака, и Хармса, до того, как поступила в театральный институт. Всё это издавалось, поэтому я считаю, что директор школы не просто не права, а человек безграмотный в части литературы. Поэтому руководство профильного комитета в администрации Санкт-Петербурга должно сделать ей внушение, чтобы она начала самообразовываться. К тому же, любое запрещение, как правило, приводит к обратному. Вы помните, что при советской власти у нас был самиздат, который ходил по рукам! Даже то, что не было опубликовано официально, было всем известно. А кроме того, только что юбилей Хармса мы отмечали! Я считаю, что надо отреагировать на такое махровую зацикленность, не надо быть святее Папы Римского.

- Учитель бесправен. Как противостоять директору?

- Это вопрос кадровой политики нашей администрации. Надо назначать вменяемых директоров. Директора же не избирают, его назначают. У нас там новый председатель комитета по образованию, это вопрос к нему. У нас есть ассоциация учителей РФ, которые тоже могут выйти со своими предложениями.

Евгений Понасенков, историк:

- Мы наблюдаем, с моей точки зрения, фашистский шабаш и реванш. Наше общество сегодня больно. Подобные действия, тем, которые совершила эта директриса, и вообще подобные действия – это проявление болезни общества: ненависть, нетерпимость, полное отсутствие правового сознания, ненависть к свободе, презрение и ненависть к Конституции, к завоеваниям демократии, к завоеваниям общества, нарушение всех положений основного закона России. По сути, нарушение запрета на цензуру и нарушение свободы слова. Эта директриса проявила полный, я бы сказал, преступный непрофессионализм, потому что она перечеркивает школьную программу, она перечёркивает возможность доступа учеников к знаниям, она нарушает трудовое законодательство.

Я как историк и антрополог сказал бы, что именно на таких и держались концлагеря. Она вполне бы могла быть организатором либо охранницей концентрационного лагеря. И это катастрофа! Откуда они появились эти вурдалаки, и как они выжили и появились в 21 веке? А причина кроется в отсутствии наказания за преступления ещё 20 века, отсутствии люстрации, которая должна была быть проведена, но не проведена. Сегодня мы ощущаем себя в атмосфере 37 года. Это не брежневский застой, это даже не 50-е годы, это обострение самых страшных месяцев 37 года. История повторяется, но повторяется как фарс, ещё более мерзкое явление.

Сейчас, если мы не будем всем обществом отстаивать каждого конкретного пострадавшего от преступных действий этих фашиствующих лиц, каждого человека. Я защищаю школьника, пострадавшего от директрисы в Забайкальском крае. Здесь пострадала честная и порядочная учительница от директрисы в Петербурге, и мы видим, что это тенденция. Мы видим тенденцию наступления на права человека, на свободу слова, на Конституцию, унижение личности. Мы понимаем, что сегодня эти существа проснулись и решили, что это их время. Но мы не должны позволять времени стать их, чтобы они захватили нашу страну, чтобы они подчинили себе свободное общество русских людей.

Кстати, я добавлю по поводу Хармса и Введенского, замечательных, талантливейших людей, которые, в отличие от этой директрисы, имели талант. Директриса ничего не создала, у неё нет таланта. А Хармс и Введенский имели огромный талант. Кстати, я ставил спектакль по произведениям ОБЭРИУТов в 2005 году в Театре на Таганке, и там играл Юрий Петрович Любимов. Я последний живой режиссёр, с которым Юрий Петрович Любимов работал как актёр. Это легенда не только отечественного, а мирового театра, и он в моём спектакле как раз играл поэта Введенского! Вы понимаете, как всё замкнулось, как всё близко! Конечно, это наша культура, наша история, и те существа, которые уничтожают нашу культуру, как эта директриса, должны быть уволены. А на самом деле, я считаю, что она заслуживает посадки в тюрьму.

- Они почувствовали, что наступает их время?

- Действительно, это тренд, но я считаю, что она побежала впереди паровоза и поэтому ошиблась. Она забыла, что свободные живые люди ещё живы и умеют говорить. Относительно того, что говорят про скрепы и традиции в так называемом Министерстве культуры, где министр культуры откровенно признавалась в личном блоге, что она не культурный человек и ненавидит культуру, то я могу сказать: не надо играть в эти опасные выдумки! То, что они называют скрепами и традициями, это, я скажу как учёный-историк: в те времена средняя продолжительность жизни была 30 лет. Медицины не было, потому что медикам попы запрещали проводить исследования, не было сантехники, не было электричества, не было прав человека. Возвращаться в этот ад просто нельзя. И не надо выдумывать – все эти скрепы, в том числе, религиозные, они давали религиозные войны, а сегодня продолжаются религиозные теракты, они давали тот мрак и ужас, когда детей секли, да и их родителей секли при крепостном праве, были страшные вещи, когда уводили в армию мужа, то свёкр спокойно вступал в половую связь с невесткой. Это было повальным и нормальным явлением в деревнях. Всё это покрывалось и крышевалось попами. Возвращаться в эти скрепы и традиции нельзя. Это – полная катастрофа!

"