Posted 7 февраля 2020, 12:45
Published 7 февраля 2020, 12:45
Modified 7 марта, 15:16
Updated 7 марта, 15:16
На днях в Украине появился законопроект, согласно которому возможен отказ от отчества или замена его матчеством, сообщает Федеральная служба новостей. Насколько это актуально для России?
Марина Струкова, писатель, публицист
Что такое матроним?
Всё больше российских женщин при оформлении свидетельства о рождении своих детей дают им матронимы вместо отчества. Что такое матроним?
Матро́ним (иногда — ма́тчество) — часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени матери. Матроним, передаваемый от матери, является противоположностью отчества (патронима), передаваемого от отца.
Почему это происходить всё чаще?
30% матерей в России воспитывают детей в одиночку. Чаще всего отцы ушли из семьи вследствие развода. Есть среди них такие, что призывали жену/подругу сделать аборт, а затем избегали уплаты алиментов. Другие, наоборот, радовались рождению детей, пока не поняли, что отцовство это не только игры и прогулки с малышом, но и обязанности. И когда на горизонте появилась свободная бездетная пассия, предпочли дезертировать к ней. Федеральная служба судебных приставов информирует, что долг российских алиментщиков достиг 170 миллиардов рублей. На текущий момент в России от алиментов уклоняются порядка 80% разведённых мужчин. Они не хотят содержать своих детей и редко интересуются их судьбой.
Мария Чернобровкина — мать маленькой Елизаветы Марьевны — пояснила СМИ, почему отказалась от отчества для своего ребёнка:
«Если женщины сами воспитывают, обеспечивают детей, почему им отказывают в праве дать свое имя в качестве матронима? Пусть этот вопрос решается в семье, где будет расти ребенок. И даже в полной семье пусть будет такой выбор. Я понимаю, что пока Лиза взрослеет, все это станет обычным и не будет создавать абсолютно никаких трудностей. Мое решение вытекает из вопроса о выборе и ответственности. Если вся ответственность ложится на женщину и это ее выбор, она с ним соглашается, то считаю правильным, что ребенок будет носить фамилию и имя от матери».
Что говорят в загсах?
Оформляя Свидетельство о рождении ребёнка, мамы, которые намерены дать ребёнку матчество вместо отчества, пока сталкиваются с проблемой. Руководствуясь Семейным кодексом, работники загсов требуют назвать мужское имя, похожее на женское, соглашаясь только в этом случае зарегистрировать ребёнка с матронимом. Например, если маму зовут Юлия, она вынуждена заявлять, что есть мужское имя Юлий и на этом основании можно дать ребёнку отчество Юльевич. Но мужские аналоги женских имён есть если не в России, то в других европейских странах, например, в Греции, Италии, Болгарии. Поэтому женщины легко решают этот вопрос.
Если матронимы будут давать своим детям многие разведённые и просто одинокие женщины, последует изменение закона в соответствующем направлении. Петиция с просьбой легализовать матронимы уже появилась на сайте «Российской общественной инициативы».
На Западе матронимы распространены в странах Скандинавии. Исландские дети получают второе имя от родителя с добавлением суффикса «сон» (для мальчиков) или «доттир» (для девочек). Иногда матронимы и патронимы комбинируются, как в имени мэра Рейкьявика Дагюра Бергтоурюсона Эггертссона. Также матронимы используются в Ирландии, Уэльсе. В Азии матронимы берут жители Непала, Индонезии.
Но во многих странах от патронимов, как и матронимов, просто отказались, в документах указывают только имя и фамилию.
Примеры матронимов в истории
В истории встречаются примеры, когда европейцы, в том числе представители аристократии, носили матронимы вместо отчества. Выходит, матронимы появились не в XXI веке, а при безусловном патриархате.
Матроним в старину давали в двух случаях, кардинально противоположных.
Первый: если у матери был высокий статус и (или) она значила в жизни ребёнка больше, чем отец. Так, матронимы получали юные бояре и царевичи, отцы которых были ниже по статусу, чем мать. И дети вдов, которых матери растили без участия отцов. Ушедших в мир иной глав семейств чтили, но их имя в качестве отчества использовали не всегда.
Так сына влиятельной вдовы Марфы Посадницы называли не только Исаковичем — по отцу, но и Марфиным, то есть Марфичем. Жил в Византии цесаревич Василий, которого именовали и Львовичем — по отцу, и Маричиничем по матери, русской княжне Марии (Марице).
В истории Западной Европы тоже есть примеры матронимов. Так датский конунг XI века носил имя Свен Эстридсен, то есть «сын Эстрид», потому что родительница, сестра создателя скандинавско-английской державы Кнута Великого, была гораздо более знатной, чем его отец ярл Ульф.
Английского короля Генриха II называли FitzEmpress — «сыном императрицы», как и его брата Вильяма. Титул отца-монарха был ниже материнского положения, поэтому было выгодней демонстрировать, что это её дети.
Второй вариант: ребёнок был бастардом. Незаконнорожденные дети появляются и сейчас. «Гражданский брак» — ловушка для влюблённых девушек, которые надеются создать семью. Нельзя винить их в том, что не избавились от ребёнка. Безусловно, это гуманней, чем аборт, и «Не судите да не судимы будете». В истории был галицкий князь Олег Настасьич, мать которого не была обвенчана с отцом.
Третий вариант: появился в наши дни — это уход законного мужа и отца из семьи. Оскорблённая женщина не хочет, чтобы имя мужа осталось в биографии ребёнка.
Мнения жителей России о матронимах
Что думают о моде на матронимы наши сограждане?
Это явление возмущает большинство мужчин, которые являются заинтересованной стороной. Раньше можно было обзавестись наследником или наследниками, а затем уйти из семьи, чтобы детей воспитывала жена. Между тем отцовская фамилия и отчество оставались с ребёнком.
Сегодня брошенные дети меняют фамилию на материнскую, отчество заменяется матчеством и мужчины формально лишаются тех, кто продолжит их род. Дети становятся наследниками матери. Таким образом представители сильного пола пожинают то, что посеяли.
Противники матронимов ищут аргументы против:
— Будет казаться, что женщина не знала, от кого забеременела.
Но если женщина знает, а тем паче, пережила официальный развод, ей безразличны сплетни. Тем более, что требования общества к людям зачастую нелепы, оно лезет в душу и уродует жизнь маленького человека.
— Ребёнок будет комплексовать перед сверстниками.
Из той же оперы общественной травли. Но чем больше будет детей с матронимами, тем быстрее окружающие привыкнут к ним.
— Детям нужен отец.
Разумеется, но не его призрак, не лицемерная имитация благополучия.
Мужчины считают матронимы нелепостью, предлагая заменять их отчествами по деду. Но что же в этом естественного, если отсылает к подозрению на инцест?
Изощряется один из журналистов мужского сайта: «до такого бреда совершенно невозможно додуматься в повседневности – это же вызывает гомерический хохот, это просто какой-то сюр, зашквар, идиотизм, однако, реалии нынешней страны превзошли самые гротескные формы матриархального убожества».
К счастью, есть представители сильного пола, которые адекватно понимают суть происходящего.
Дмитрий Филатов: «Раньше мужчина был главой, опорой и кормильцем семьи и тогда это вполне можно было понять. Сейчас, когда именно женщины вкладывают в детей больше сил, средств и страданий, вполне справедливо было бы если бы ребенку от матери доставалась хотя бы или фамилия, или отчество (называйте это как хотите, мою мысль поняли)», пишет россиянин в социальной сети.
Женщины в большинстве случаев поддерживают моду на матронимы и горячо сочувствуют представительницам своего пола, которым не повезло с мужьями.
Ольга Новикова: «В принципе непонятно, почему с присвоением матчества такие проблемы. Если гендерной дискриминации у нас как бы нет, то почему именование ребенка содержит имя исключительно отца?»
Аида Репникова: «Конечно, я бы не стала обижать отца ребенка, если бы мы с ним просто расстались, но ребенком бы он хотя бы интересовался. Но ведь есть и такие, которым абсолютно всё равно, что там с их детьми. У моей золовки такая ситуация — отец ребенка за 12 лет его ни разу не видел, ему неинтересно. Так почему сын должен носить его отчество? Кстати, и поводов для обид со стороны мужчины я тут тоже не усматриваю. Ну не нужен тебе ребёнок, не хотел ты его, ну так и иди себе... но тогда и право на отчество не имеешь».
Божена Успенская: «Я думаю, что было бы только справедливо воздать женщине по заслугам в процессе деторождения и надо узаконить матроним даже в том случае, если она замужем, но присваивать его только её дочерям или дочери, а сын пусть носит отчество!»
Сегодня многие мужчины заявляют, что матронимы это покушение на «русские национальные традиции». А в каких «национальных традициях» было массовое бегство отцов от собственных детей?
На каждый вызов есть ответ. Сегодня формируется новая традиция — справедливого отношения к женщине-матери.