Posted 6 февраля 2008,, 21:00

Published 6 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:09

Updated 8 марта, 08:09

Ход коньком

Ход коньком

6 февраля 2008, 21:00
В Петербурге разгорается нешуточный скандал в связи с победой противников катка на Дворцовой площади, одержанной в суде.

ВВечером 5 февраля судья Куйбышевского суда Петербурга Ирина Воробьева признала справедливым иск активистов «Живого города» Александра Макарова, Сергея Веснова и Юлии Минутиной, обвинивших чиновников в бездействии. По мнению истцов, чиновники КГИОП и Роcсвязьохранкультуры нарушили своим бездействием конституционное право людей на доступ к культурным ценностям ансамбля Дворцовой площади. Чиновники собираются опротестовать решение судьи, владельцы катка не хотят его закрывать, а «живогородцы» готовят повторный иск.



«Новые Известия» не раз писали о том, что идея сооружения катка на Дворцовой площади вокруг Александровской колонны была воспринята культурной общественностью Петербурга крайне и негативно. В отличие от губернатора Валентины Матвиенко, безапелляционно заявившей о том, что катку быть, в отличие от безоговорочной поддержки этой идеи Борисом Грызловым и Михаилом Швыдким, спикер СФ Сергей Миронов назвал всю затею «идиотизмом». Активно осуждали каток у подножия Александровской колонны директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и режиссер Александр Сокуров, постоянно напоминавших о том, что у монумента воинской славы России, посвященного победе над Наполеоном в войне 1812 года, нельзя устраивать балаган. Вчера в Петербурге свой голос против катка подал и министр культуры Александр Соколов, заявивший, что «каток делает Дворцовую площадь провинциальной».

Что касается активистов «Живого города», то они с октября 2007 года принялись устраивать на Дворцовой площади сатирические флеш-мобы: то бегали по булыжникам на лыжах, то лежали на надувных матрасах с требованием «вырыть тут бассейн!», то предлагали привязать в колонне баскетбольное кольцо, а в проеме арки Главного штаба устроить футбольные ворота. Когда каток все же залили, общественники стали приносить к ограде катка гвоздики с траурными ленточками, в память о «гибели» духовности знаменитого исторического ансамбля. Затем «живогородцы» решили подать в суд на чиновников, закрывших глаза на вопиющие нарушения охранного законодательства.

В исковом заявлении Александр Макаров просил обязать Роcсвязьохранкультуру и КГИОП устранить допущенное строителями катка нарушение его конституционного права на доступ к культурным ценностям ансамбля Дворцовой площади. По мнению всех троих заявителей, большой зимний каток окружен большим числом лишних сооружений, к которым относятся павильоны для раздевалок, трибуны, туалетные кабины, технологическое оборудование. Их эксплуатация сопровождается мощной иллюминацией и музыкой. Из-за этого нагромождения сараев и туалетных кабин истцы лишены возможности приобщиться к нравственным и эстетическим ценностям, носителем которых является Дворцовая площадь. Попросту говоря, для людей без коньков доступ к колонне перекрыт. Как не раз подчеркивали Макаров и Минутина, объекты вокруг Александровской колонны полностью изменили исторический облик Дворцовой площади, изуродовали её объёмно-пространственную архитектурную композицию. Кроме того, по мнению заявителей, коммерческое использование Дворцовой площади несовместимо с высокими нравственными идеалами, во имя которых она создавалась.

Как выяснилось в суде, чиновники КГИОП и Россвязьохранкультуры согласовали проект катка на Дворцовой площади, даже не ознакомившись с ним. Кроме того, они не проверили, как выполняется проект и не потребовали устранить нарушения, когда стало очевидно, что каток и осветительная аппаратура придвинуты чуть ли не вплотную колонне, хотя все оборудование должно было располагаться не ближе 10 метров от ограды.

Суд растянулся на два дня с перерывом на неделю, всякий раз заседания длились более пяти часов. На предыдущем заседании суда 29 января, длившемся пять часов, чиновника из охранных ведомств в один голос с жаром твердили, что Дворцовая площадь сама по себе не является объектом культурного наследия. «Если Дворцовая площадь не является объектом культурного наследия, то право доступа к ней не может быть нарушено, – заявил Григорий Филин, представлявший интересы КГИОП. «Большой зимний каток не препятствует осмотру непосредственно Александровской колонны и не искажает, а только изменяет ее восприятие», – утверждал г-н Филин.

Когда 5 февраля поздно вечером судья Ирина Воробьева объявила чиновников КГИОП и Россвязьохранкультуры виновными в бездействии, то есть, в нарушении законов об охране памятников, в переполненном зале грянули аплодисменты. В решении суда говорится о том, что в ближайшее время чиновники этих органов исполнительной власти должны провести надлежащую проверку исполнения законодательства об охране памятников и предпринять меры к устранению выявленных нарушений.

После оглашения решения суда Юлия Минутина заявила, что это большая победа людей, которые ведут борьбу за сохранение архитектурных ценностей. «Важен прецедент, поддержка нашей борьбы, - заявила Юлия Минутина. - Мы благодарны судье за то, что она очень внимательно вникла во все детали дела и проявила гражданское мужество при вынесении решения». По ее словам, виновным предписано обеспечить свободный доступ к Александровской колонне. Речь идет не о доступе по льду, а об обеспечении полного обзора с основных видовых точек. Это, как понимают истцы, подразумевает демонтаж катка.

В свою очередь, Александр Макаров пообещал подготовить против чиновников следующий иск. «Мы понимаем, что это решение половинчатое и они выпустят постановление провести проверку, проведут ее и обяжут отодвинуть конструкции от Александровской колонны, - сказал г-н Макаров. - В то время как мы говорили о том, что каток нарушает целостность всего ансамбля Дворцовой площади. Поэтому мы, скорее всего, подадим новый иск по вопросу охраны всего ансамбля Дворцовой площади». Представители КГИОП и Россвязьохранкультуры, выступавшие в суде, комментировать решение судьи отказались. Однако чуть позже заместитель руководителя управления Россвязьохранкультуры Александр Шухободский пообещал непременно обжаловать решение суда, как только получит документы.

В среду 6 февраля скандальное решение суда трактовали многие чиновники, депутаты и спортсмены. Спикер городского Законодательного собрания Вадим Тюльпанов заметил: «Я не знаю закона, который бы запрещал строить каток на Дворцовой площади, но если суд предписал комитету по государственному использованию и охране памятников провести проверку данного объекта, то пусть проверяют. Каток все равно будет закрыт в марте, и когда это случится, то проблема с ним будет решена». В свою очередь, фигурист Максим Маринин и знаменитый тренер по фигурному катанию Алексей Мишин решением суда недовольны. «Для меня это полная неожиданность, - сказал Маринин, - это очень печально. В Питере нет другого такого места, где люди могли бы в любое время покататься на коньках. Катки под открытым небом есть, но они работают только поздним вечером и ночью, а это не совсем удобно». По мнению Алексея Мишина, тренера олимпийского чемпиона по фигурному катанию Евгения Плющенко, каток не мешает восприятию Александровской колонны. Знаменитый тренер вообще предложил залить каток, кроме Дворцовой, еще и на Сенатской площади, да и на остальных свободных пространствах, правда, с оговоркой: «только чтобы не было вокруг раздевалок, кафе, просто каток в чистом поле».

Что касается организаторов и владельцев катка, то они заверили, что каток все равно доработает до марта. Кроме того, утверждают, что доступ к Александровской колонне для всех желающих они уже открыли. Для этого закупили резиновые коврики, которые готовы выдавать всем желающим. «Живой город» тут же придумал новый флеш-моб, призвав своих сторонников подойти в среду к катку за резиновыми ковриками.

"