Posted 6 февраля 2007,, 21:00

Published 6 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:48

Updated 8 марта, 08:48

«Высокоруких» не предлагать?

6 февраля 2007, 21:00
Московские друзья прислали мне по электронной почте статью из вашей газеты «Юристов не предлагать» (см. «НИ» от 15 января). «Саша, напиши им правду». Попробую. Хотя, наверное, покажусь кому-то наивным.

Итак. Включаете вы телевизор. Ведущий в кадре с кем-то разговаривает. Если вы не завзятый театрал или киноман, вы, скорее всего, не знаете этого человека. Потому что с вероятностью 90% разговор идет с артистом или режиссером. Он делится глубокими размышлениями о муках творчества и радостях свершений. Я смотрю телевизор с 58-го года, скоро полвека, – и ни разу не видел ведущего, вот так беседующего с начальником механосборочного цеха. А с режиссерами – сотни раз.

Внешне работа начальника цеха и работа режиссера похожи. Они оба объединяют усилия людей, организуют их для достижения единой для всех цели. У режиссера – это спектакль или фильм, а у начальника цеха – машина или комплекты деталей для нее. Но есть и существенное различие. У одного все хотят работать, и многие очень сильно, а у другого – только единицы, да и то если другого выбора нет, а остальные – не хотят, и многие очень сильно.

Рабочим быть позорно. Женщины и негры помогут нам понять это. Кто больше всего у нас пашет и дома, и на производстве? Женщины. Как они пашут? Как негры!

Триста лет назад нормальный мужчина не считал женщину равной себе. Сто лет назад нормальный белый мужчина не считал чернокожего равным себе. С тех пор ситуация существенно изменилась. А в отношении квалифицированных рабочих несправедливость продолжает действовать и сегодня.

Вы пишете: «Необходимо наладить диалог между бизнесом и колледжами, организовать какой-то запрос на кадры. Сейчас же от общества внятного запроса не поступает. Но главное – необходимо преодолеть ошибочное представление о том, что ПТУ – «тупиковая» ветвь образования. Необходимо с помощью рекламы, разного рода финансовых и социальных преимуществ развеять стереотип о том, что на слесаря идут только недалекие, ограниченные люди». Послушайте, да ничего не надо рекламировать и развеивать. Нужно понять простую истину. Наши руки имеют собственную память, собственное миропонимание. У нас лишь два способа познания окружающего мира. Обычный, традиционный, то есть глазами, слухом, интеллектом, в общем, головой, и другой – через руки. Умных на голову зовут «высоколобыми». Но есть еще и «высокорукие». У «высоколобых» в руках – радио, телевидение, газеты, а у «высокоруких» ничего этого нет. И на каждом шагу слышишь: «Учись, сынок, а то пойдешь в рабочие».

В России столько раз воспевали «высоколобых», а из касты «высокоруких» – только двоих: Левшу и Гошу из фильма «Москва слезам не верит». А знаете почему? Понимание через руки гораздо сложнее, чем через голову. Спросите у любого начальника цеха, выпускающего сложную продукцию. Он вам с ходу укажет на своих «высокоруких»: «Сделать могут любую вещь, а рассказать – даже о самой простой не смогут». Молчаливых «высокоруких» обирают, а чтобы подвести под это законное основание, заведомо считают второсортными. В государстве, где министр, отвечающий за промышленность, не отличает фрезерного станка от автомата для продажи пива, понимание «высокоруких» сомнительно. Они молчат, но дело за них кричит. Заводы останавливаются именно без «высокоруких».

Я понимаю, заявление, что рабочий может заработать больше начальника, в нашем обществе поддержано не будет. Потому что на наших производствах нет системы учета, позволяющего увидеть вклад отдельного рабочего места, а значит, объективно заплатить рабочему то, что он заработал. Пресса пронизана описаниями удовольствий, а об одном из главных удовольствий – молчание. У него даже названия нет. И это в стране победившего пролетариата. В переводной литературе мне попадался термин «Состояние потока». Это когда делаешь сложное, точное дело, которому упорно учился, а у тебя оно не получается. Работа превращается в пытку. Но ты стараешься. Проходит один, второй, третий месяц – и вдруг… как откровение. Ты делаешь, и результат перед тобой. Тебя наполняет сладостное чувство. Время не замечаешь. Усталости нет. За руками не следишь. Ощущаешь себя хозяином жизни. Такие ощущения возникают, когда первый раз овладеваешь любимой женщиной или впервые принесешь в дом крупную сумму денег.

Я благодарен создателю и за женщин, и за деньги, и за наслаждение от работы. Но понять не могу, почему оно стало так низко цениться.

С уважением,
Александр ДЕНИСОВ, начальник инструментального цеха Черкесского завода резинотехнических изделий.




ЧИТАЙТЕ:

Юристов не предлагать

"