Posted 7 января 2018, 12:52

Published 7 января 2018, 12:52

Modified 7 марта, 17:05

Updated 7 марта, 17:05

Блогосфера, 7 января: "Ах, как мы ели в СССР!"

7 января 2018, 12:52
Неожиданная дискуссия, разразившаяся в блогосфере в новогодние праздники - спустя 27 лет после развала СССР блогеры продолжают обсуждать не выборы, Украину, Сирию или санкции, а то, насколько "вкусное мороженое" (или невкусное?) было в детстве тех, кому сегодня уже около 40 лет.

"Сегодня будет ваша любимая тема - о советской торговле и мифах, которые появляются вокруг неё,т- пишет Максим Мирович. - В последнее время в твиттере это стала очень популярная тема, и чуть ли не каждый блогер стал по моему примеру постить фотки пустых советских магазинов) Интересно и то, что фанаты СССР стали тоже постить свои фотоснимки "прекрасной жизни в СССР" — которые на проверку оказываются обычными фото-мифами.Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о четырёх фото-мифах о "советском изобилии"...

Фото-миф шуточный. Первый фото-миф сделал известный карикатурист Сергей Ёлкин — судя по всему, специально чтобы немножко потроллить поклонников СССР, вот его картинка:

Что самое смешное — многие приняли этот фото-фейк за чистую монету. Большинство, конечно, раскусили монтаж, но были под твитом Сергея и вот такие комментарии:"И все было без сои, пальмового масла, растительных жиров, разных добавок....все было натуральное и полезное. Сейчас если убрать все, что есть нельзя, то прилавки в магазинах будут пустыми." "Это именно СССР! А цены и скидки там для прикола - все-равно все бесплатно давали." "Отлично! Так и было в СССР в каждом магазине, даже деревенском. Только скидки были побольше, а по праздникам пенсионерам вообще бесплатно..." "Это же типичный сельпо-продмаг. В городах было все намного лучше." "Куда-то все это исчезло после 70-х годов."

А вот что на самом деле изображено на исходном фото, которое использовал для своего коллажа Сергей. Это магазин хамона в Мадриде, снимок сделан в 2009 году.

Фото-миф нешуточный. Ладно, что такое, Сергей просто пошутил (хотя некоторые, не читавшие комментариев и принявшие фотоснимок за чистую монету, так и останутся в уверенности, что увидели только что фото "реальной жизни в СССР"), но встречаются и реальные фейки, авторы которых пытаются на полном серьезе выдать фотошоп за "реальную жизнь в Союзе".

По сети сейчас гуляет вот такое фото, якобы призванное доказать "изобилие" в советских гастрономах. Смотрите - полки просто ломятся от всяких продуктов!

А вот что на самом деле изображено на фотоснимке до его корявой обработки в фотошопе. Это магазин в какой-то англоязычной стране - что кстати видно не только по надписям, но и по тому, как одета женщина и как ведут себя дети — в СССР им тут же сделали бы "замечание". А ещё фанаты СССР проморгали одну англоязычную надпись — она виднеется под надписью "торты".

Фото-миф для не умеющих считать. Третий фото-миф выглядит вот так, твит от фаната СССР:

Отличный разбор этой фотки сделали в проекте medium, я лишь повторю основные тезисы оттуда — на прилавках лежит всего семь товаров, а именно:1. Чай грузинский черный 1 сорт. 2. Чай индийский со слоном, упакован в Рязани. 3. Кубинский сахар-рафинад. 4. Сгущенка. 5. Кабачковая икра. 6. Консервированные перцы Globus. 7. Консервированные огурцы, тоже венгерские.

Обслуживает всё это великолепие 4 продавца. В общем, как верно заметили в medium - в советский магазин действительно можно было прийти с одним рублем и с ним же и выйти.

Фото-миф мой собственный. В четвертом фото-мифе я обнаружил современный фотоснимок Припяти, сделанный в центральном гастрономе на главной площади города. Этот фотоснимок сделал я в 2014-м году и опубликовал в посте "Ding-a-Dong, или один день в Припяти-1985"...

По мнению автора твита — наличие тележек в универмаге говорит о каком-то особенно качественном ассортименте в магазине, хотя это не совсем так. Припять стояла особняком среди советских городов — это был практически закрытый город энергетиков, который одно время снабжался лучше, чем Киев — до сих пор я часто встречаю истории, как за товарами в Припять ездили из всех окрестных городов и деревень УССР и БССР — даже из Мозыря на "ракете" катались.И даже при всём при этом "товарное изобилие" Припяти не идёт ни в какое сравнение с современными магазинами, в общем как я писал в фоторепортаже — "Наконец, дохожу до магазина. На входе в универсам грузчики разгружают свежее молоко - нужно точно взять, а то завтра его уже не будет."

Что касается тележек — то сами по себе они не говорят ни о каком-то особо богатом ассортименте, ни о каком-то особом "качестве" продуктов. Доаварийные фото припятского универмага я не нашел, но зато есть вот такой фотоснимок минского универсама "Рига", в котором тоже были ультрасовременные тележки: В "Риге" я бывал в последние годы СССР, и там всё выглядело именно так, как на фотоснимке — огромное полупустое помещение с потолком метров в 7 и весьма скромным ассортиментом продуктов. Сам универмаг очень похож на центральный припятский, и думаю что в Припяти бы примерно такой же ассортимент. Скажите, вы видите на фото выше какое-то особенное изобилие? Лично я вижу не более 5-7 видов товаров на стеллажах на заднем плане, а в корзинке у дамы на кассе — только какие-то конфеты, макароны и пару банок консервов. И это ещё постановочное фото для буклета о районе!

А вот так, для сравнения, "Рига" выглядит сейчас. Десятки стеллажей стеллажей с тысячами товаров, свежая выпечка, живые осётры в аквариуме, красная рыба на льду, свежие суши, десятки сортов вина, качественное мясо, крафтовое пиво и куча фруктов, в том числе экзотических. Кроме того, после капитальной реконструкции здания намного лучше стали использоваться торговые площади — в "Риге" появился второй этаж с всякими полезными промоварами. Думаю, если бы гражданина СССР переместить из "Риги"-1987 в "Ригу"-2017, он бы сильно удивился — во-первых, тому, что такой ассортимент вообще бывает на свете, а во вторых — что это обычный районный супермаркет, а не закрытое учреждение для "партийных небожителей".

"Все знают, что Советский Союз был самым справедливым государством, что граждане его жили в счастье и достатке, и пороки капиталистического Запада были им чужды, - пишет Илья Варламов. - Правительство заботилось о людях, каждому давали бесплатную квартиру, а любой холодильник ломился от чёрной икры. В принципе, чёрной икры было столько, что ей кормили котов в деревнях!.

Это дико не нравилось всяким мерзким либералам, и в конце концов пришёл Горбачёв, который променял счастье советского народа на "МакДоналдс" и кока-колу, на гамбургеры и джинсы. Советский Союз развалили, чтобы больше ни у кого не было ни бесплатных квартир, ни чёрной икры на столе. Но в народе ещё жива память о том, как хорошо все жили."

"Вот еще вам картинка из СССР, мне ее рассказала киевлянка с которой я оказалась случайно вместе на отдыхе давным - давно, - пишет Ольга Кортунова. - Я очень хорошо визуально представляю это все. Это год наверное 1983 или 1984 был, тогда начали появляться столицах американоподобные супермаркеты большие. Я такой видела в Марьино, когда в гости к тете приезжала. И в Киеве такой тоже был.

И вот эта молодая женщина в один из выходных дней в ярко голубом платье, которое ей достали по блату, пошла в такой супермаркет... А эти магазины от обычных отличались тем, что во-первых самообслуживание, а во вторых что-то выбрасывали из продуктов всегда - обычно грузчик вывозил тележку и отбегал и все набрасывались как дикари и хватали, что успеют. И вот грузчик привозит большущую тележку печенки в пакетах (не такую тележку с которой покупатели ходят, а большую). Печенка - жуткий дефицит, верите - нет?! Оставляет ее в центре зала, набегает толпа, хватает эту печенку, страшная свора и эту дамочку в процессе толкотни закидывает на эту тележку - через минуту оказалось что тележка пустая, ей ничего не досталось и стоит она на ней в своем голубом платье...

Тут продавщица как заорет - "Вы что граждане, это еще не развешанная продукция, ну ка кладите ее обратно, никто вам на кассе ее пробивать не будет", и граждане буквально начинают закидывать тележку и бедную мою рассказчицу на ней этими самыми пакетами с печенкой.... бедное голубое импортное платье, купленное по большущему блату.. через минуту она оказалась вся в кровище сверху до низу. А никаких туалетов-то для покупателей в те времена супермаркеты советские не предусматривали, с общественными туалетами в СССР было прямо скажем совсем плохо... в общем вспоминала она с содроганием как потом по Крещатику шла вся заляпанная кровищей домой..."

"Левые популисты часто апеллируют к опыту СССР как страны, где был построен рай земной, - пишет Ярослав Греков. - Это происходит потому, что выросло новое поколение молодёжи, которое не жило в СССР, не знает про жизнь, вернее, выживание при плановой экономике. Молодые принимают сказки о СССР за чистую монету, слышны даже лозунги "Верните коммунизм и СССР!". Молодёжь обманывают.

С СССР связаны наиболее яркие воспоминания моего раннего детства. Родился я в 1976 году и застал "расцвет" великой эпохи "застоя", когда советская экономика забуксовала в невиданном доселе масштабе. В магазинах абсолютно ничего не было. Буквально было нечего есть. Меня могут спросить — почему же тогда миллионы советских людей не умерли с голода? Ответ прост: потому что в советских магазинах можно было купить ровно то, что гарантировало от голодной смерти, но не более. Серая, однообразная реальность сводила людей с ума, подталкивала к алкоголизму и наркомании. Однажды, должно быть, мне было около 5 или 6 лет, я вместе с отцом пришёл в обычный московский гастроном, который занимал весь первый этаж огромного 8-подъездного дома на Дмитровском шоссе рядом с гостиницей "Молодёжная", в районе где теперь находится станция метро "Тимирязевская".

В гигантском продуктовом магазине, где на стене мясного отдела висела знаменитая схема раздела мясной туши, в наличии было только одно наименование товара: сардельки в красной упаковке, сделанные из рыбы. Мой отец, будучи человеком очень ироничным, тогда сказал: "Пойдём отсюда, Ярослав, это могут жрать только негры". Он взял меня за руку и увёл. Увёл вглубь страны, где люди жили ради дефицита. Где карьера означала не богатство и почёт, а доступ к специальным партийным распределителям, где раз в месяц давали так называемый "продовольственный заказ" или паёк. Последний мог состоять из дефицитных товаров питания вроде сгущёнки, красной икры (чёрной практически невозможно было достать), колбасы, сыра, то есть всего того, что сейчас мы считаем обычной едой, купить которую можно 24 часа в сутки.

Ещё одно очень яркое воспоминание, дикость которого я осознал лишь недавно, - каталог немецкой компании Quelle, который каким-то чудом попал к моей матери и стал священной книгой для нашей семьи и всех наших знакомых. Я мог часами напролёт рассматривать огромный 700-страничный каталог товаров, которые, видимо в ФРГ продавали по почте. Там было всё, чего не было в наших магазинах. Одежда, игрушки, посуда, ткани. Все товары были очень красиво и ярко сфотографированы. Особенно поражали, конечно, игрушки. Эти страницы я замусолил до дыр. Эти игрушки очень выгодно отличались от моих. Моим главным достоянием был огромный, почти в метр длиной деревянный “БелАЗ”, в кузов которого я складывал все свои более мелкие игрушки.

Люди в СССР жили верой в то, что еда существует, просто хранится где-то в недоступном месте, на великом складе и на Новый год, или на день Великой Октябрьской Социалистической революции многие получали доступ на этот склад, приобретая дефицитные товары к праздничному столу. Ночами люди, не имевшие доступа к спецраспределителям или "заказам", могли ездить в специальные места, где из-под полы торговали дефицитом. Помню, что одно из таких мест находилось почему-то в бане на окраине Москвы, где по ночам, как первые христиане, мои родители приобретали пару раз в год баночку крабового мяса или икры. Конечно, Геннадию Зюганову непонятно ликование среднего советского человека, добывшего для своей семьи консервы к Новому году, ведь Зюганов всегда имел доступ к партийным спецраспределителям и заказам, будучи инструктором горкома КПСС.

Что делает с человеком недоступность обыкновенной еды? Конечно же, превращает в животное, возвращает в первобытное состояние... О хорошей одежде в СССР можно было только мечтать. Всё импортное было предметом религиозного поклонения. Импортные товары продавали в магазинах элитной сети “Берёзка”, где товары покупались за чеки “Инвалютторга”, которые могли приобрести только люди, имевшие иностранную валюту (дипломаты и иностранцы). Хождение иностранной валюты, торговые и обменные операции с ней были уголовным преступлением, так как тоталитарное государство ограничивало таким образом доступ к иностранным товарам, которые могли быть достоянием немногих избранных (дипломатов, высших чиновников и партийных деятелей).

Советскими же товарами были завалены все полки, но никто не хотел их покупать, так как они были низкого качества. Обычные люди не могли не хотеть доступа к иностранным товарам, хотя бы к товарам, произведённым в “братских” социалистических странах. Ради этого люди шли на жертвы и преступления. Товарный фетишизм был господствующей религией в СССР. Желание обладать иностранными товарами породило целый огромный пласт “преступности” в СССР - "валютчиков" и "фарцовщиков".

Товарная религия в СССР, о которой я рассказал — не единственный пример религиозных культов подобного рода. Специалистам по религиоведению известны так называемые “культы последнего карго”, широко распространённые среди дикарей-аборигенов, населяющих острова в Тихом океане. Происхождение этих культов, считающихся самыми молодыми религиями на Земле, парадоксально. Острова в Тихом океане постоянно испытывают недостаток в промышленных и пищевых товарах, производимых на континенте. В годы второй мировой войны на одном из островов произвёл аварийную посадку американский самолёт, вёзший припасы на военную базу. Дикарям досталось огромное богатство, легенды о котором передавались из поколения в поколение.

Простой американский лётчик стал для аборигенов богом, который в полном смысле дал им всё. Поэтому теперь на многих островах дикари кустарным способом строят взлётно-посадочные полосы, приносят жертвы, воскуряют благовония, круглосуточно жгут костры и ждут прибытия "последнего карго", как христиане ждут Апокалипсиса… Думаю, "культы последнего карго" дают ответ на вопрос - что бы стало с советским народом, если бы существование СССР и изоляция людей за "железным занавесом" продлились бы ещё 50–100 лет? Граждане СССР могли превратиться в диких, недалёких людей, которые бы всю свою жизнь тратили на бесплодное и безумное ожидание "манны небесной".

Конечно, многие воспримут подобные рассказы об СССР как страшилки, но это было реальностью, я жил в этой стране.".

"Мои две самые адовые истории про дефицит в позднем СССР, - пишет Дмитрий Трещанин. - 1) В какой-то момент жратвы не стало совсем — даже хлеба не было по какой-то причине... Но зато было очень много сои. И мы ели сою. Три недели. Без масла. С тех пор ненавижу сою

2) Отчим где-то (украл) ведро горчичного порошка. Не знаю, зачем нам нужно было 12 литров горчичного порошка. Но он (украл) и положил в ванной. Порошок набрал влаги, а потом высох и затвердел до состояния камня.Через несколько лет эмалированное ведро прогнило снизу, и порошок стал высыпаться на пол. Волевым решением я его выкинул, постфактум получив одобрение мамы. Мнения отчима я спросить не рискнул".

Впрочем, любители СССР, даже после дискуссии, приводят свои доводы:

"По соцсетям, даже "околокремлевским", пошел массовый вброс про то, как плохо жилось в СССР и как ужасны идеи социальной справедливости, - пишет телеграм-канал Майор и Генерал. - Не знаю, результат ли этот какого-то спецзаказа, или речь идет о посталкогольной рефлексии недалеких людей, но тренд очевиден.

Лично я далек от наивной идеализации советской действительности, а любую ностальгию, даже самую реалистичную и приятную, считаю крайне вредным для критического мышления явлением. Но мне противна манипулятивная ложь...

А вот показатели массовой грамотности, продолжительности жизни, детской смертности, технологической независимости, успехов в фундаментальной науке, строительства массового доступного жилья, уровень занятости населения, количество людей живущих за порогом бедности - именно эти показатели говорят нам о том, что пропагандистам надо периодически поплевывать в их лживые креативные лица. Потому что даже давка за деликатесом это всегда лучше, чем голодная смерть в холодной лачуге или хроническая безработица, сотрясавшая благополучный западный мир даже в самые тучные (для широких обывательских масс) годы. Которые, кстати, закончились примерно в то же время, когда навернулся СССР."

"Вывод и Совкосрача - постаревшие дети работников советской торговли с тоской вспоминают свое безбедное зажорное детство в СССР, - пишет Ольга Кортунова. - Они должны были унаследовать привилегии и тоже стать высшей торговой кастой, но проклятый Горби обломал образ этого будущего, сломалась система великого БЛАТА и они до сих пор не могут этого простить никому".

Подпишитесь