Posted 5 декабря 2012,, 20:00

Published 5 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:10

Updated 8 марта, 05:10

Согласие на инклюзив

Согласие на инклюзив

5 декабря 2012, 20:00
Половина родителей детей-инвалидов хотят, чтобы их дети учились в обычной школе, а две трети взрослых инвалидов намерены получить высшее образование. Таковы результаты представленных вчера исследований о доступности образования для людей с ограниченными возможностями в столице. Родители здоровых школьников против совме

Первое исследование касалось доступности среднего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В ходе исследования впервые выяснилось число проживающих в столице детей с ограниченными возможностями здоровья – 42 тыс. Более четверти из них учатся в специальных коррекционных школах (27,5%), еще четверть – в общеобразовательных (25,5%). Остальные обучаются на дому. При этом около половины родителей таких детей (41%) хотели бы, чтобы их дети обучались в обычной школе.

Родители здоровых детей против присутствия в классе детей с ОВЗ не возражают, но при условии, что это будут дети либо с нарушениями опорно-двигательного аппарата, либо с хроническими и не опасными для окружающих заболеваниями. Дети же с отставанием в умственном развитии, по их мнению, должны получать знания отдельно. Страх перед совместным обучением с такими детьми у родителей здоровых детей значительно сильнее, чем в отношении других видов нарушений здоровья.

Выявились и барьеры для развития инклюзии в столице. Почти половина (46%) родителей детей с ОВЗ заявили о «недружелюбном, негативном отношении» здоровых детей и их родителей к детям с ОВЗ. Правда, 2/3 респондентов признались, что лично с этим не сталкивались. Второе место среди барьеров занимает «отсутствие соответствующей квалификации у педагогов» (39,3%), которая необходима для совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых. На третьем месте «уровень технической готовности учебных заведений к обучению детей с ОВЗ» (34,9%). Далее следуют такие проблемы, как «негативное отношение педагогов и персонала к инклюзивному обучению» (27,7%), «недостаточное финансирование» (23,6%), «отсутствие системы сопровождения, тьюторства» (23,1%) и «дефицит соответствующих образовательных программ, учебников» (21,9%).

Автор одного из исследований Оксана Кучмаева определила список документов, которые необходимо принять для внедрения инклюзивного образования. Она также отметила отсутствие единой базы детей с ОВЗ и учреждений, оказывающих услуги по инклюзивному образованию и социализации, а также регулярного мониторинга качества работы этих учреждений.

Второе исследование было посвящено доступности для инвалидов профессионального образования в Москве. В анкетном опросе проекта приняли участие 452 инвалида 16–25 лет и 137 инвалидов труда 25–40 лет. Исследование выявило высокую потребность в профессиональном образовании среди инвалидов. Желание получить высшее образование выразили 2/3 респондентов. Лишь каждый десятый оказался готов завершить свое обучение общим средним образованием. «Иждивенческих настроений среди инвалидов значительно меньше, чем об этом говорят», – сделала вывод руководитель исследования Марина Баскакова.

По закону образовательные учреждения обязаны создавать специальные условия для всех инвалидов, у кого оформлена индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Однако не везде это выполняется. Среди инвалидов 1-й группы 42,9% учащихся считают, что рекомендации их ИПР не выполняются частично или полностью. В обычных учебных заведениях 42,7% инвалидов затруднен доступ к спортзалу, 41,8% – к медицинскому кабинету, 39,9% – к местам общего пользования, 37,1% – к компьютерному классу, 36% – к столовой, 34,2% – к аудиториям, 30,9% – к самому зданию. В то же время, по мнению большинства опрошенных, их права на получение образования не нарушались. Только 5,2% ответивших указали на эту проблему. Половина из этого числа отмечали нарушение прав на поступление в учебное заведение. При этом 77% опрошенных указали, что в их учебном заведении другие учащиеся относятся к лицам с ОВЗ и инвалидам позитивно, а 17,8% выражают безразличное отношение.

Первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Татьяна Потяева заявила, что не во всем согласна с результатами исследования: «В Москве работает единый регистр, в котором есть вся информация обо всех людях, которые имеют инвалидность, и ведет его департамент социальной защиты населения». По данным регистра, в Москве проживают 31 тысяча детей инвалидов, и эта цифра растет в год в среднем на одну тысячу. «Я располагаю сведениями о том, что даже небольшое отклонение в здоровье ведет к тому, что родители всячески настаивают на занесении в нашу базу и получении инвалидности ради большого количества предлагаемых льгот», – утверждает г-жа Потяева.

"