Posted 6 ноября 2019,, 09:28

Published 6 ноября 2019,, 09:28

Modified 7 марта, 15:35

Updated 7 марта, 15:35

"Что поел, что радио послушал": чем и как кормят в СИЗО

"Что поел, что радио послушал": чем и как кормят в СИЗО

6 ноября 2019, 09:28
Фото: zekovnet.ru
Правозащитник Денис Набиуллин в 2017 году попал в московский СИЗО № 1 по обвинениям в мошенничестве. Сам он вину отрицает. Но как бы то ни было, за 15 месяцев, проведенных в "Матросской тишине" он сделал любопытные наблюдения о том, как там организовано питание подследственных и осужденных.
Сюжет
Еда

В двух словах - "бюджетную" еду есть невозможно, а если узнику хочется заказать себе хоть что-то более человеческого - его ждет "золотой" коммерческий прайс с расценками на уровне хороших ресторанов.

Тюремная "баланда" по словам Дениса Набиуллина выглядит так: "Мясо птицы за 15 месяцев содержания лично я видел только два-три раза, и то в виде разваливающихся волокон в какой-то жиже. Супы - невкусная, жидкая похлебка на постной воде с жиром", - цитирует слова правозащитника pasmi.ru.

Он высказал предположение, что еда для заключенных, по всей видимости, готовится на воде горячего водоснабжения, чтобы экономить время поваров. В итоге готовые блюда даже из хороших продуктов получают специфические вкус и отдают ржавчиной. Картофель разваривается до серо-коричневого оттенка и вызывает отвращение. Дешевые макароны разваривают до такой степени, что их в итоге "можно накладывать хоть кубиками, хоть треугольниками, любыми геометрическими фигурами".

Набиуллин рассказывает, что за 15 месяцев его содержания каждый день на обед давали гуляш, хотя мясо в нем имеется далеко не всегда. А из остатков гуляша на следующий день иногда готовят так называемые "котлеты по-тюремному". На ужин же сидельцев ожидает жареная селедка или котлеты из отходов рыбы. В течение длительного времени есть такое невозможно, а в российских СИЗО люди обычно сидят около года.

Впрочем - есть и альтернатива. Можно оформить заказ через фсинмагазин.рф или skladsizo.ru. Но нужно быть готовым, что эту еду принесут только через пять-семь дней после подачи заявки, она будет стоить серьезных денег родственникам арестованного, но и к ней будут вопросы.

Блюда в московские СИЗО и исправительные учреждения еще в 35 регионах России доставляет монополист - ФГУП "Калужское". И он выставляет за свою продукцию цены, которые во много раз превышают прайс многих московских ресторанов. Правозащитник приводит расчет их стоимости на примере блюд с курицей и уткой. В магазине курица обойдется по цене в 100 рублей за килограмм, бывает что и еще дешевле, килограмм апельсинов стоит 70 рублей. Но "курица с апельсинами" обойдется в стенах СИЗО в 940 рублей. Итого надбавка — 700%. Тоже самое и в случае с уткой. Килограмм этой птицы в магазине 450 рублей за килограмм. После того, как она побывала в духовке, дорожает в шесть раз.

Объем порций при таком конском ценнике невелик: салат из комплексного обеда весит всего 150 граммов, а 300 граммов супа едва плещется на дне тарелки, в которой плавает две картофелины. Заключенные про такое говорят - "что поел, что радио послушал". А еще все эти дорогие блюда подают в камеры холодными, и арестанты вынуждены разогревать их в баночках под горячей водой или греть в чайнике, из которого потом всем пить. Или есть в итоге холодным. А за месяц такого питания родственники должны потратить как минимум 30-40 тысяч рублей - размер средней зарплаты по России. В письме правозащитник приходит к выводу, что на системе заказа готовой еды для московских заключенных во ФСИН сделали хороший бизнес, который каждый день охватывает до 10 тысяч клиентов поневоле.

Денис Набиуллин предложил в качестве альтернативы организовать нормальные, хорошо оборудованные комбинаты питания с персоналом, имеющим профильное образование. И предоставить подозреваемым и обвиняемым приобретать изготовленное там дополнительное питание исходя из собственных предпочтений. Письмо с анализом системы питания заключенных и цен на продукты он еще в феврале направил тогдашнему директору ФСИН Геннадию Корниенко, генеральному прокурору Юрию Чайке, тогдашнему председателю совета при президенте по правам человека Михаилу Федотову и руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой. Но никто из адресатов на послание так и не ответил.

"