Posted 5 ноября 2014,, 21:00

Published 5 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:13

Updated 8 марта, 04:13

Вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский

Вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский

5 ноября 2014, 21:00
Вчера вступили в силу новые правила получения водительских прав и обучения управлению транспортными средствами. Отныне на права сможет рассчитывать только гражданин, прошедший обучение в автошколе, зато получить их можно будет в любом уполномоченном подразделении ГИБДД – без привязки к месту жительства. Вице-председате

– Теперь сдать экзамен, получить и обменять водительское удостоверение можно в любом подразделении Госавтоинспекции. Как вы оцениваете это изменение?

– Прекрасно. Если в какое-то отделение будет стоять очередь, то всем станет понятно, что там принимают экзамены спустя рукава: сдать там довольно легко и просто, а потому идут все туда. Популярность подразделения будет показателем подхода к приему экзаменов. Там, где экзамены будут принимать серьезно, основательно, с соблюдением всех требований, сотрудники сами себе обеспечат выходные дни.

– Но по новым правилам процесс практического экзамена записывается аудио- и видеорегистраторами.

– Регистраторы и так уже стоят на машинах, оборудованных для сдачи экзаменов. Всегда можно на что-то незначительное закрыть глаза, а к чему-то – придраться. Конечно, камера может помочь, но, к сожалению, в постановлении не указано, сколько видео- и аудиозапись должна храниться: день, месяц или, может, год? Поэтому, я вас уверяю, когда вы придете с жалобой, видеозаписи уже может не оказаться. Кроме того, всегда существуют отговорки в виде внезапного вируса, который все стер.

– Самоподготовка водителей отменена, а новый документ повысил требования к автошколам. Например, на весь Санкт-Петербург и Ленинградскую область им соответствует только одна. Насколько возможно массовое закрытие автошкол и повышение стоимости обучения в оставшихся?

– Стоимость школы повысят, но если при этом повысится и качество обучения, то вполне логично, что человек начинает за это больше платить. Уйдут мелкие школы, которые, на самом деле, ничему не обучают. Если школа не оснащена технически, как того требуют новые правила, то это не автошкола, а гостиничный номер, где вам дают почитать учебник. Дешевая простенькая автошкола слишком дорого потом обходится всем.

– Многие владельцы автошкол с требованиями не согласны. Например, автодром должен иметь площадь не менее 0,24 га. Почему бы не разрешить автодромы с меньшей площадью?

– Дело не в количестве метров, а в качестве подготовки. Если школа умудряется отлично подготовить на площади 0,23 га, то выдайте ей разрешение работать. Главным критерием оценки должен быть результат. Я считаю, что школам, которые не соответствуют всем требованиям, нужно дать примерно полгода. И разрешить работать тем, которые подготовят отличных водителей.

– Насколько вероятно усиление коррупции в автошколах? Например, в тех, что оборудованы компьютеризированным автодромом, ученики смогут сдавать экзамен без участия сотрудников ГИБДД. И возможны ли случаи, когда школа будет продавать свидетельства?

– Договориться с автошколой можно было и раньше. Однако хорошие автошколы в этом не заинтересованы. Если об этом станет известно, с ними сразу прекратят все отношения в ГАИ. Зачем прикрывать ученика, который не ходит на занятия? Выгода может оказаться меньше убытков.

– Часто водители жалуются, что инструкторы автошкол плохо их готовят, а потом требуют деньги за дополнительные занятия. Как избежать подобных ситуаций?

– Всегда нужно внимательно изучать договор, который вы заключаете с автошколой. Если автошкола прописывает что-то очень криво, расплывчато, то с ней не имеет смысла иметь дело, и подобные ситуации возможны. Ищите школы, которые берут на себя определенные обязательства, выполнения которых вы потом сможете от них потребовать. В том числе в суде.

– Повышаются также требования к экзаменаторам. Теперь их минимальный возраст 25 лет, минимальный стаж вождения 5 лет, необходимо обязательно иметь высшее образование. Есть ли смысл в этих изменениях?

– Мне кажется несколько странной норма об обязательном высшем образовании, которая вряд ли на что-то повлияет, кроме появления дефицита кадров. Само высшее образование не прибавляет ума. Оно дает некие знания в какой-то области. А если эти знания не относятся к области дорожного движения, то как они могут экзаменатору помочь в правильной оценке действий кандидатов в водители? Никак. Непонятно, зачем экзаменатору нужен водительский стаж. Он не учит, а принимает экзамен по установленному маршруту, знает, где какие знаки и требования. Дело не в возрасте или стаже, а в профессионализме.

– Еще одно изменение касается машин с автоматической коробкой передач. Водители, которые сдали экзамен на них, не смогут ездить на автомобилях с механической трансмиссией...

– Это правильно. Человек, который знает только две педали, а потом пересаживается за руль, под которым три педали, начинает теряться.

– Помогут ли новые правила сократить количество купленных прав?

– Тот, кто не хочет учиться или сдавать экзамен, всегда найдет способ этого не делать. Я думаю, что этот подпольный бизнес останется потому, что есть спрос и есть люди, которые не прочь на этом заработать.

– Повысят ли новые правила безопасность на дорогах и окажут ли положительное влияние на статистику аварийности, как того желают в ГИБДД?

– Безопасность дорожного движения они точно кардинально не повысят, а просто упорядочат процесс подготовки и сдачи экзаменов. Он станет более прозрачным, понятным и логичным. На безопасность дорожного движения влияют не автошколы. Влияет сознание водителя, его психологическое состояние, система организации дорожного движения (разметка, работа светофоров, установка знаков, освещение). И уж в последнюю очередь на аварийность влияет то, как человека учили в автошколе.

"