Posted 6 ноября 2007,, 09:37

Published 6 ноября 2007,, 09:37

Modified 8 марта, 08:23

Updated 8 марта, 08:23

Смерть под краном

6 ноября 2007, 09:37
Строительные краны все чаще убивают и калечат людей

Сегодня Ростехнадзор озвучил последние данные об авариях кранов и различных подъемных механизмов по всей стране.

С начала года в России произошло 38 аварий, что на 4 случая больше чем в 2006 году. Самый высокий уровень аварийности отмечен в секторе башенных кранов. По сравнению с 2006 годом, количество аварий кранов на стройплощадках возросло на 43%.

В 21 аварии травмировано 29 человек, из них 19 – погибли.

Наибольшее число аврий кранов отмечено в Иркутской области, Тульской, Калужской, Воронежской и Новгородской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе.

Всего с начала этого года краны и подъемники покалечили по всей стране 134 человека, из них 64 – насмерть.

Специалисты Ростехнадзора винят в смерти людей неэффективное или полное отсутствие контроля за соблюдением правил промышленной безопасности, нарушение технологической и трудовой дисциплины, неосторожные и самовольные действия самих крановщиков и рабочих,а также неправильную организацию работ.

Недавно Ростехнадзор проверял башенные краны в Москве и получил еще более шокирующие результаты. Практически каждый второй кран в столице работает с различными нарушениями и в любой момент может рухнуть.

Из более чем 400 московских кранов, установленных на рельсовых путях, было проверено 330. Как оказалось, более половины механизмов представляли опасность – инспекторы нашли свыше 600 нарушений правил эксплуатации и оформления техники. Если учесть, что в Москве многие стройки находятся около заселенных жилых домов, нельзя исключить повторения петербургской трагедии. Пока Мостехнадзор лишь выписал нерадивым хозяевам кранов предписания устранить недостатки и нарушения.

Ситуация вокруг безопасности кранов может оказаться еще печальнее. Инспекторы признают, что проверка носила поверхностный характер. «Мы проверили документацию, но дело в том, что кран получает лицензию и разрешения, когда он еще разобран, – рассказал «Новым Известиям» один из сотрудников Мостехнадзора. – Никто не знает, как кран собирают и эксплуатируют».

Эксперты считают, что реальное положение дел еще хуже, и объясняют ситуацию изношенностью техники, отсутствием контроля и безалаберностью самих строителей.

Положение дел на стройках «Новым известиям» обрисовал инженер столичной компании, торгующей башенными кранами. Выяснилось, что точное число этой спецтехники в Москве и Московской области мало кто может назвать. «Я могу лишь предположить, что кранов несколько тысяч, – рассказал «НИ» инженер Юрий. – Многие были выпущены еще в советские времена, но до сих пор продолжают работать». Каждый кран имеет строгий ресурс, в среднем составляющий десять лет. После этого он должны пройти экспертизу промышленной безопасности, когда проверяется его грузоподъемность, изучаются части и механизмы, а также состояние металла. «Некоторые краны уже не смогут пройти экспертизу, но никто не будет выкидывать их по окончании ресурса», – рассказал инженер. Ростехнадзор, в свою очередь, признает, что жизнь списанных кранов продлевается сомнительными способами. «Некоторые эксперты рекомендовали продлить срок службы крана без проведения капремонта, – рассказал «НИ» специалист Ростехнадзора. – Диагностика проводилась без обследования разобранных узлов, не проверялись узлы конструкции кранов в труднодоступных местах».

По данным экспертов, большинство аварий и трагедий с кранами происходит из-за человеческого фактора. «Перед каждой сменой крановщик должен провести целую серию проверок и тестов крана, которые должны контролировать и его начальники, – рассказал «НИ» инженер. – На самом деле, начальство смотрит на это сквозь пальцы». Недостаток опыта приводит к тому, что крановщики неверно рассчитывают вес груза и скорость передвижения, ломают кран и часто гибнут сами. «А на некоторых стройках крановщиками работают гастарбайтеры, вообще далекие от этой специальности», – признался инженер.

Андрей ПАНКОВ

"