Posted 5 октября 2005,, 20:00

Published 5 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

Приручить «Газель»

Приручить «Газель»

5 октября 2005, 20:00
Вчера на западе Москвы произошло очередное крупное ДТП с участием пассажирской «Газели», в котором пострадали 8 человек. С каждым годом число «маршрутных» аварий только увеличивается. Всему виной «плановая» система работы водителей – каждый день они должны собирать с пассажиров определенную сумму. ГАИ и чиновники разво

Между тем, как удалось выяснить «Новым Известиям», в ближайшее время на стол к премьер-министру Михаилу Фрадкову должно лечь предложение об обязательной установке в каждой маршрутке «черного ящика» – прибора, который следит за всеми действиями водителя.

Как только не боролись с хамством и безалаберностью водителей маршруток! ГАИ регулярно устраивает рейды, в ходе которых «бракует» изрядное число и водителей, и сами транспортные средства. Некоторых автоперевозчиков даже лишали лицензий. Но все равно образ разбитой «Газели», управляемой водителем, мягко скажем, невысокого класса, похоже, с наших дорог не уйдет уже никогда. А все дело в том, что реальных рычагов воздействия на перевозчиков практически нет. Лицензия на пассажирские перевозки выдается на федеральном уровне, а местные власти просто не наделены полномочиями по контролю за частными перевозчиками.

«Мы не можем ни запретить их деятельность, ни приостановить ее. Они нам просто неподконтрольны, – заявили «Новым Известиям» в департаменте транспорта и связи Москвы. – Лицензии на деятельность им выдают на федеральном уровне и контролируют соответственно. Поэтому все отношения с автоперевозчиками у нас на общественных началах».

Впрочем, в целом столичные чиновники особых претензий к маршруточникам не имеют. «А что, они перевозят 12–13% пассажиропотока, – отметили в департаменте транспорта и связи. – Нас это устраивает».

Впрочем, сотрудники департамента сообщили, что готовят ряд правовых нормативов по обеспечению безопасности на маршрутках. Пока же все они на совести самих автоперевозчиков. Но о перспективах этих поправок ничего не известно. «Как это будет выглядеть, никто не знает, что в них будет написано – тоже непонятно. Пока это только проект. Не знаем даже, когда он будет завершен», – отметили в департаменте.

Жалуются на беспомощность и в ГАИ. «Административное наказание за нарушения, которые совершают маршруточники, минимально, – заявил «НИ» высокопоставленный сотрудник ГИБДД России на условиях анонимности. – После регулярных рейдов мы, естественно, запрещаем к эксплуатации транспортные средства, но они через несколько дней все равно выходят на маршрут. А на то, чтобы постоянно контролировать только маршрутки, у нас нет средств».

Впрочем, в скором времени эта проблема, возможно, будет решена. Причем довольно простым и эффективным способом.

Среди прегрешений водителей маршруток проезд на красный свет – одно из самых невинных.

«Предлагается установить на каждую маршрутку «черный ящик», который будет фиксировать все маневры машины и действия водителей, – заявил «НИ» депутат Государственной думы Виктор Похмелкин.– С его помощью можно было бы элементарно выяснить, как и когда конкретный водитель нарушил правила. Это, я думаю, значительно повысило бы ответственность маршруточников на дорогах. Сейчас мы готовим запрос премьер-министру России Фрадкову как раз по этому поводу. Но наша инициатива встречает очень сильное сопротивление со стороны владельцев транспортных предприятий».

Устройство регистрации параметров движения (УРПД) транспортного средства, в простонародье «черный ящик», разработано Специализированным техническим бюро «Техсервис» совместно с ГУП НПО «Спецтехника и связь» МВД РФ. Одна из задач, которую может решать УРПД, это оценка технического состояния автомобильной техники. «То есть перед тем, как отправиться на маршрут, водитель такси может проверить состояние своего автомобиля, например, тормозов», – рассказал «НИ» один из разработчиков аппарата Лев Шатилов.

УРПД может контролировать местонахождение транспортного средства и маршрута его движения, а также контролировать режим работы и действия водителей. «То есть в случае аварии можно будет без специальных экспертиз, только на основании данных этого прибора точно установить виновника ДТП, – отметил г-н Шатилов. – Установка «черных ящиков» заметно повысила бы культуру водителей маршруток. Это чистая психология, когда знаешь, что все, что ты делаешь, фиксируется специальным прибором, нарушать правила желания особого не возникнет».

Однако, как выяснили «НИ», сами автоперевозчики не спешат усовершенствовать систему контроля за своими водителями. И объясняют это достаточно просто – из-за нового прибора цена билета вырастет в несколько раз. Эксперты, опрошенные «НИ», считают, что подобные новации просто снизят доходность маршруток. Ведь ни для кого не секрет, что «газелисты» в погоне за пассажирами обгоняют городской общественный транспорт, не обращая никакого внимания на ПДД.

Кстати, именно погоня за «собираемостью» зачастую играет фатальную роль. Например, практически на всех столичных маршрутах водитель за день должен собрать по плану компании около 3000 рублей. Поэтому-то шоферы не обращают внимания на правила и устраивают со своими конкурентами гонки на выживание.

«Мы вынуждены гнать и нарушать правила только из-за того, что мы хотим заработать за день как можно больше, – рассказал «НИ» водитель московской маршрутки Руслан. – Во всем виноваты наши работодатели, в наших договорах зарплата не фиксирована, сколько мы людей за день перевезем, столько и получим. Поэтому порой берем больше человек, чем положено, и нарушаем правила! Чем активнее мы работаем, тем больше денег. Все очень просто».

Снижение финансового плана могло бы снизить и аварийность маршруток, но заставить частных извозчиков пересмотреть свою финансовую политику нереально. «Все эти деньги не с потолка взяты, эти тарифы появились после тщательных расчетов, и менять пока никто ничего не собирается», – сказали «НИ» в пресс-службе крупнейшей компании по перевозке пассажиров.



ВОДИТЕЛИ МАРШРУТОК ЕЗДЯТ ПЬЯНЫМИ И БЕЗ ПРАВ

Проблема аварийности маршруток уже давно стала общероссийской головной болью. Как передает наш собкор в БРЯНСКЕ Николай СИМОНОВ, ДТП с участием маршрутных такси происходят минимум 3–4 раза в месяц. Только в Брянске официально зарегистрировано более тысячи «Газелей», хозяева которых зарабатывают на перевозках пассажиров. Еще минимум полтысячи работают в полумиллионном городе без лицензии и вообще без каких-либо документов, посетовали корреспонденту «НИ» в отделе транспорта городской администрации. Но отловить нелегалов у властей возможностей нет. У ГИБДД ресурсов тоже не хватает. И скорее всего, маршруточники знают об этом и позволяют себе не только лихачить на дорогах, порой наводя ужас на людей, но и садиться за руль под мухой. Недавняя проверка, проведенная инспекторами ГИБДД Брянска, показала, что из полусотни проверенных водителей треть находилась за рулем в подпитии.
Недовольны маршрутками и в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, передает наш корреспондент Иван СВЕТЛОВ. Каждый шестой водитель маршрутного такси регулярно нарушает скоростной режим, считают сотрудники дорожной милиции, которые в течение августа и сентября проводили на дорогах Петербурга и области операцию «Маршрутное такси». По информации пресс-службы УГИБДД, за время проведения операции в регионе с участием маршрутных такси произошло 11 ДТП, из них девять в Петербурге и два в Ленинградской области. В авариях один человек погиб, 13 получили травмы различной степени тяжести. За неделю инспекторами ГИБДД выявлено 3868 нарушений водителями маршруток правил дорожного движения. В частности, 8 из проверенных водителей на момент проверки находились в состоянии алкогольного опьянения и 9 управляли автомобилем без водительского удостоверения. В 231 случае перевозка людей осуществлялась сверх установленного заводом-изготовителем количества.


КРУПНЫЕ АВАРИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА МЕСЯЦА

15 СЕНТЯБРЯ в городе Балаково Саратовской области маршрутная «Газель» столкнулась с автомобилями Nissan и «Ока». В результате 1 пассажир маршрутки погиб, 8 получили серьезные ранения.

В НОЧЬ НА 3 СЕНТЯБРЯ на втором километре внутреннего кольца МКАД маршрутная «Газель» столкнулась с легковым автомобилем. В результате 5 пассажиров маршрутки получили травмы различной тяжести.

30 АВГУСТА в Москве на пересечении Волгоградского проспекта и улицы Маршала Чуйкова маршрутное такси столкнулось с легковым автомобилем, в результате чего «Газель» перевернулась. Пострадал 1 человек.

25 АВГУСТА в Гудермесе в Чечне водитель маршрутки не справился с управлением, и «Газель» опрокинулась в кювет. В результате 11 пассажиров и водитель получили травмы различной тяжести.

24 АВГУСТА в Москве на пересечении Рязанского проспекта и улицы Скрябина маршрутка столкнулась с легковым автомобилем. Пострадали 5 пассажиров.

18 АВГУСТА на трассе Сочи–Владикавказ, недалеко от села Псыподаха Зольского района Кабардино-Балкарии, произошло лобовое столкновение маршрутки и «КамАЗа». В результате 7 человек погибли, 5 – пострадали. Среди погибших – двое детей.

10 АВГУСТА в Москве на Каскадной улице микроавтобус «Газель» столкнулся с внедорожником Nissan. В результате все пассажиры, 13 человек, получили тяжелые травмы.

"